Озеро Сон-Кёль — Неизведанный северный берег

Озеро Сон-Кёль — Неизведанный северный берег
Вдоль южного берега высокогорного озера проходит широкий укатанный грейдер, и большинство автомобильных путешественников предпочитают двигаться именно по нему, несмотря на то, что южная сторона довольно скучная: ровная как стол степь, изредка разбавленная заболоченными местами.

Честно признаюсь, во время предыдущих двух визитов мы поступали точно так же, несправедливо игнорируя берег северный. На этот раз решили «исправиться» и наконец-то замкнуть кольцо вокруг озера. Как оказалось, совершенно не зря!

1. Киргизия. Именно с такой картинкой и в таких цветах она у нас ассоциируется. Пастбища, лошадки и горы вдалеке, над которыми неспешно проплывают облака. На дворе стоял второй день осени, трава уже пожелтела, а скоро в этих краях выпадет снег.

2. У нас была очередная днёвка, так что спешить было совершенно некуда. Гуляли с Виктором по берегу, собаки бегали вокруг нас и пугали многочисленных овечек.

3. После прогулки решил запустить дрон и сделать пару кадров с высоты.

4. Водичка выглядит заманчиво, но искупаться не решился — на улице всего лишь 15 градусов тепла, да и ветер довольно сильный.

5. Южный берег местами заболочен, и где-то здесь шесть лет назад я умудрился засадить подготовленный внедорожник, что называется, практически на ровном месте — ехал снимать закат, но Дефендер вдруг отказался двигаться дальше. :)

6. При каждом нашем посещении озеро выглядит немного по-разному. Вот кадр с облаками, сделанный осенью 2015 года. Смотрю на старые фотографии оттуда и понимаю, что надо бы выложить их в отдельной записи.

7. Накануне мы уговорили Витюшку поспать в его манеже в багажнике, пообещав выложить фотографию в инстаграме с тегом #vanlife. Но сегодня этот номер почему-то не сработал. А раз так, то решили воспользоваться крутейшей способностью сына переходить в спящий режим сразу после движения машины и съездить на перевал — тем более, что за двое суток стоянки салонные аккумуляторы нашего автодома разрядились (Юля приготовила борщ в мультиварке, а у меня всё это время работал Макбук, который при полной загрузке процессора тоже любит откушать электричества), так что было бы неплохо подзарядить их от работающего двигателя.

Поехали на перевал Молдо-Ашуу, виды с которого я вам уже показывал. Там худо-бедно ловился сигнал сотовой связи. Сообщили родным, что у нас всё хорошо, а также созвонились с друзьями. После этого вернулись к озеру и отправились в сторону северного берега.

Несколько километров проехали по насыпи дороги, которая когда-то тут была, изредка пересекая высохшие русла рек в тех местах, где бетонные кольца мостов были смыты весенним паводком. И с удивлением отметили, что там, где на Дефендере три года назад мы легко проскочили, на Бусе едется как-то медленно и сложно — ямы, валуны, глубокая колея. Даже не запомнил, что здесь плохая дорога.

Приходилось часто выбегать из машины, чтобы определить наилучшую траекторию движения. Потом пошли острые камни, так что от греха подальше накачал колёса, чтобы не словить ещё один боковой порез вдалеке от цивилизации. Но в итоге наконец-то приехали.

8. Если утром мы стояли фактически среди степи, то сейчас берег озера представлял собой множество уютных бухточек, похожих на известные всем пляжи в Крыму, в одной из которых мы встали лагерем, ну а лошадки составили компанию.

9. Через пару часов до нас доехали друзья — Владислав, благодаря которому у нас оказались оформлены разрешения во все погранзоны страны, и его замечательная семья: супруга Елена и сын Денис. Если честно, то к тому времени мы успели соскучиться по человеческому общению. Опытным путём было установлено, что когда в одной компании два Дениса, то отзываются они оба и одновременно! :)

10. На закате фотоаппараты традиционно работали «на полную мощность», ну а мы приготовили вкусный ужин, основным блюдом которого были сосиски на газовом гриле.

Помните старый анекдот, когда 17 мужиков утром просыпаются в лесу возле «Запорожца», решают ехать домой в деревню, все поместились, а последний никак не влезает. И так пробовали, и этак — не помещается.

— Может, тебя вчера вообще с нами не было?
— А кто вам тогда всю дорогу на бояне играл?

11. Только в нашем варианте вопрос будет немного другим: "а кто вас тогда фотографировал?". «Калифорния» внутри традиционно оказалась больше, чем снаружи, приняв в уютную кают-компанию сразу шесть человек. Девчонки, Денис и Виктор заняли задний диван, ну а мы с Владом разместились на передних поворотных креслах. И не забываем про двух собак породы «такса», которые сидели под столом и непрерывно молились собачьему богу — иногда тот оказывался благосклонен, и в такие моменты «с неба» неожиданно падали долгожданные вкусняшки. :)

12. На улице тем временем стемнело. Звёздное небо и зеркало воды.

13. «И всё-таки она вертится!»

14. Полярная звезда, огни проезжающих машин на другом берегу и яркая вспышка спутника «Иридиум».

15. То же самое место пару часов спустя. Взошла Луна, и от её света всё вокруг преобразилось. Ночью, как всегда, было холодно — всё-таки 3000 метров давали о себе знать, так что спали мы с автономной печкой, благо что она исправно работала на такой высоте.

16. Сказать, что проснулись мы в красивом месте — ничего не сказать. С высоты птичьего полёта из-за утреннего освещения вода была какого-то изумительного бирюзового цвета.

Небольшое видео с дрона. Как говорится, лучше один раз увидеть!

17. Над нами парил хищный птиц, видимо, выискивая, чем бы поживиться со стола.

18. Ребята поддержали идею проехать по северному берегу, тем более, что они сами ни разу здесь не были. Неспешно завтракаем и двумя машинами отправляемся дальше. Приключения начинаются!

19. Очень красивая извилистая дорога. За каждым поворотом открываются новые виды, так что беззеркалки и прочие смартфоны далеко не убираем.

20. Живописные и уютные бухты, полное отсутствие людей, хотя прямо здесь вставай на лагерь!

21. Местами дорога проходит буквально в паре метров от воды.

22. Девочка, пасущая коров, прибежала встречать неожиданных гостей.

23. Кое-где попадались броды, и второму экипажу на «Секвойе» было попроще. Но, к чести немецкого микроавтобуса, мы нигде не застряли, единственное — постоянно цеплялись о рельеф задними брызговиками, которые, как и на Дэфе, уже превратились в «расходник» с нашей любовью к езде по пересечённой местности.

24. Мягко говоря, крайне неожиданно было увидеть такое вот сооружение посреди степи. Издалека даже не верилось, что это мавзолей. Откуда он здесь?

25. Узнал для себя новое слово: дословно "кумбез" — это купол, построенный из кирпичей, изготовленных из глины.

Дальше началась ровная степь, по которой шло множество дорог в одном и том же направлении. Где-то там в очередной яме у меня снова полностью вывесилось левое переднее колесо, и на следующих за ней кочках впереди начало стучать — очень странный звук, как будто пружина «садится» на своё место. Точно такой же, как и пару недель назад возле Пика Ленина. Вскоре звук исчез сам собой, так что мы решили не заморачиваться.

26. Ну и ещё одно интересное место, мимо которого мы не смогли проехать. Как вы думаете, что это за бетонный «автобан» в здешних оторванных от цивилизации краях?

27. А если немного отдалить камеру? :) Когда я нашёл это место на спутниковых картах, то сначала не поверил своим глазам!

28. Привет из далёкого СССР, в очередной раз сталкиваясь с наследием которого, просто поражаешься. Ну и что, что здесь нет никаких населённых пунктов, а одни лишь пастбища да несколько юрт? Почему бы не построить аэродром с круглогодичной эксплуатацией (это нам потом местные старики рассказали), чтобы зимой при необходимости можно было бы добраться до озера на самолёте? Мало ли врач кому потребуется, или оборудование с продуктами, к примеру? В наши дни на подобные "излишества" уже "денег нет".

29. Вот такие интересные тайны, как оказалось, хранит озеро Сон-Кёль. А мы тем временем решили отправляться с друзьями в столицу, так как месяц «туристического» пребывания в Киргизии подходил к концу, и надо было сделать временную регистрацию, чтобы потом не было проблем при выезде. В сторону трассы Бишкек—Нарын вела очень красивая дорога, по которой шесть лет назад как-то довелось ехать ночью, ибо "график", "дни кончаются" и "завтра по плану должны быть вон там". Было очень страшно, когда справа скала, слева просто ничего нет, и тут габаритные огни идущей впереди машины внезапно исчезают — оказывается, начался крутой серпантин.

30. Высота резко падает — на перевале было 3440 метров, а когда доехали до асфальта, то уже 2270. Мне очень хотелось вернуться сюда ещё в конце сентября, чтобы ещё несколько дней насладиться видами озера, а также поснимать кумбез с подсветкой и под звёздами, но планам не суждено было осуществиться. Через пару недель выпадет снег, и перевал будет закрыт. Но якам в правом нижнем углу кадра такие мелочи, наверное, не страшны.

Вот так подошёл к концу первый этап нашего большого путешествия длиной в два с половиной месяца.
10:24
404
Здравствуйте!

Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Природа, Путешествия. Это также значит, что ваша запись попала в список свежих постов категорий на главной странице ЖЖ.

Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.

Фрэнк,

команда ЖЖ
15:00
Очень круто! Некоторые кадры прям дух захватывают!
19:54
Благодарю! :)
15:06
Эх, не трави душу :)