Что вытягивает Екатеринбург
Слышали выражение «встречают по одёжке, провожают по уму»? С городами в какой-то степени это тоже работает: сначала все смотрят на архитектуру, детали, аккуратность — на фасад. Затем начинается погружение: изучение дворов, культурной начинки и социальной жизни города — людей. Кирпичи и всё материальное называется хардом города, а как люди взаимодействуют и относятся к городу — софтом. Урбанистика как раз изучает дружбу первого со вторым, чтобы потенциал города раскрывался на все 146%.
Иногда идеальный с первого взгляда город может оказаться неуютным именно из-за проблем с внутренним миром, но иногда бывает наоборот — активность жителей вытягивают не очень удобные и опрятные города. Второе я бы отнёс к Петербургу и Екатеринбургу, которые идут примерно вровень. Сегодня посмотрим на второй.
По некоторым направлениям Екатеринбург успел обогнать всю Россию. Например, здесь закапывают подземные переходы! Ещё несколько лет назад руководство города отказалось от строительства подземного перехода в центре. Вот здесь должен был появиться дорогой и неудобный подземник, но в итоге люди спокойно переходят по земле, а бюджет сэкономил 300 млн рублей:
Или видели ли вы ещё где-нибудь в России трамвайно-пешеходные площади?
… а с зеленью на путях?
В городе продвинутая трамвайная культура, трамвай здесь — востребованный вид транспорта, им регулярно пользуются в обычной жизни и даже строят новые линии. Можно сказать, что в отношении трамвая это российская Прага.
Про трамвай Екатеринбурга можно говорить много хорошего, но плохого тоже хватит. У предприятия проблемы, а у города нет средств закупать новые вагоны и гасить долги. Решить эту проблему должна была реформа общественного транспорта. Если кратко, то наземный транспорт хотели организовать по аналогии с метро: меньше маршрутов, меньше интервалы, бесплатные и удобные пересадки, никаких маршруток.
Но политики испугались, руководство города включило заднюю, за два года ничего толком не изменилось. Сейчас мэрия активно заигрывает со второй очередью метрополитена, хотя за меньшие деньги можно было бы модернизировать трамвайное движение и дать всему городу отличный транспортный сервис. Уже сегодня вдоль перспективной второй линии метро ходит трамвайный маршрут, и не сказать, что он не справляется со своей задачей. Про этот идиотизм я писал отдельно.
Поэтому в Екатеринбурге — одна из самых эффективных трамвайных систем России, но она могла бы работать лучше, но вместо этого её запас с каждым годом истощается.
Другой пример: при реконструкции и строительстве улиц здесь закладывают велодорожки. То есть здесь чиновников и жителей не нужно убеждать, необходимо это или нет — здесь уже все поняли, что необходимо.
Екатеринбург — очень компактный город, поэтому здесь удобно ходить пешком и ездить на велосипеде — всё близко. Планировка сама подталкивает людей к выбору самого удобного способа передвижения, поэтому отговорки про климат и менталитет долго не прожили.
Здесь даже научились поднимать заезды во дворы до уровня тротуара со сплошной безбарьерной средой!
Чтобы вы понимали: делать так по умолчанию не умеют даже в Москве, хотя это элементарно:
Но не всегда всё идёт как надо. Например, здесь иногда умудряются делать велодорожки шириной 80 см. Не потому что места мало, просто не понимают, что и зачем.
Ещё у города есть свой бренд. Его можно встретить на противоавтомобильных кубах:
Лавках:
Город создаёт узнаваемый бренд и прямо подписывает городское имущество.
Я даже купил себе футболку с принтом местного люка. Теперь я — ходячая реклама Екатеринбурга, я сам за это заплатил и ещё доволен. Вот так надо работать над собой!
Люк-магнитик тоже купил:
Как много вы знаете городов, где создают пешеходную навигацию? Москва… и Екатеринбург!
В каких российских городах вы видели в сувенирных магазинах стратегию развития города? Или так: в каком российском городе такая стратегия в принципе есть? Хотя бы на уровне концепции? Здесь она есть и в свободном доступе:
И финал, который сразит вас: почти правильный водоотвод!
Теперь вернёмся к повседневности. Построить несколько домов с правильным водоотводом — не значит решить проблему:
Местные меня активно предупреждали, что в городе нет ливнёвки. Проблема не в ливнёвке, а в какой-то особой физике дорожников, которые не знают про разуклонку:
Или мои любимые заборы. В городе постарались снизить их стоимость, поэтому центральную часть делают из пластика: так дешевле, они не убивают всех вокруг при наезде машины, польза природе и их не надо красить. Но как факт — улицы превращаются в зону с препятствиями.
Бюджет уходит на новогоднюю ёлку над переходами вместо ремонта тротуаров или прокладывания ливнёвки. Просто посчитайте число знаков перехода над этим перекрёстком. Здесь есть светофор, то есть где-нибудь в Германии вообще бы не ставили знаки переходов, но это даже не главное: здесь одностороннее движение — все эти знаки не видны водителю. Перед вами несколько десятков тысяч рублей в виде знака и убогой окантовки, которые только уродуют вид города. Ещё тут какое-то дикое количество столбов, прямо целый лес.
Красная линия — туристическая тропа вдоль основных памятников, но иногда туристов ведут просто по парковке. Просто представьте, если бы вместо машин были столики кафе: кто-то бы сидел отдыхал, здесь бы назначали бизнес-встречи, работали бы люди — пространство использовалось бы всеми горожанами и приносило городу дополнительные налоги. Но вместо этого здесь часами стоят чьи-то машины:
Платная парковка в городе вроде есть, она даже как-то начала работать, но автомобиль всё ещё отнимает слишком много места для жизни:
Архитектура — отдельная боль.
Сейчас самое время обвинить меня в предвзятости, когда одни города я лишь ругаю за ошибки, а тут вдруг восторженно превозношу Екатеринбург — как так? Просто тут чувствуется дух горожанина. Здесь умеют выходить и отстаивать свои интересы — социальный капитал города выше среднероссийского. В этом сквере пытались построить очередной храм, но в итоге жители отстояли место:
Чтобы вы понимали, горожане выступали не против конкретно храма, они пытались сохранить центральный пруд и его вид. Именно отсюда начинался город, когда строили фабрику и создавали плотину для технического пруда. Фабрики давно нет, но пруд связывает первооснователей города и новые поколения — это была борьба за свою идентичность. Если будет понятнее: это всё равно, что попытаться застроить Центральный парк Нью-Йорка или Большой Тиргартен в Берлине.
Аналогично здесь пытались спасти телебашню, но не получилось. Зато жители несут память о ней через искусство, акции и даже открытки в сувенирных магазинах:
Если примеры выше — это показатель сплочённости общества во время кризиса, то местная граффити культура — индикатор общения жителей через город и воплощения права на город. В Екатеринбурге проходит сразу несколько фестивалей: один легальный, один нет. Художники регулярно используют стены и детали для выражения на актуальные темы:
… и не очень. Это вносит хорошее разнообразие в городскую среду, а граница ответственности горожан расширяется за пределы квартиры
Граффити — это не только фу, гадость, тэги и начало бардака. Ещё это показатель наличия творческих людей, возможность самовыражаться и творить искусство. В прошлом посте на эту тему было ожидаемо много негодования и непонимания, но делить всё на белое и чёрное нельзя. Стерильность среды и молчание города никогда не будет плюсом.
Когда в городе нет архитектурного разнообразия и качественной среды, искусство отвлекает внимание человека и заполняет пустоту. По Екатеринбургу просто интересно гулять и разглядывать всё вокруг. Даже обычный двор панельки может встретить рисунком, который заставит задуматься о чём-то серьёзном и сделает этот двор единственным во всём мире.
Некоторые «акты вандализма» прославили Екатеринбург на весь мир, и каждый житель стал частью этого. Например, вывеска над стоком ручья в Исеть в центре города: узнаваемая вывеска черепашек-ниндзя появилась в этом месте достаточно давно, за годы её успели украсть, затем найти и вернуть, после чего она вновь пропадала и другие художники сами восстанавливали её — это не произведение какого-то одного человека, это общегородская деталь, которая стала частью многих людей.
В Екатеринбурге даже поставили памятник граффитчику — настолько естественный и привычный этот вид культуры в городе. Как и многие граффити, этот памятник тоже временный и потихоньку разрушается:
Тут даже легально дают разрисовывать трамвай!
По работам фестиваля Стенография будет большая прогулка на моём Ютуб-канале, многие работы раскрывают свой смысл лишь при знании предыстории — у меня пальцев не хватит всё описать. А вот работы Карт-Бланша посмотреть не успел — они почти все вне центра. Зато на их творчество можно посмотреть в соцсетях ;)
Екатеринбург удивляет и постоянно меняется, во многом это происходит благодаря самим жителям и граффити. Это делает город интересным и разным, что редкость для России сегодняшнего дня. Если у вас есть возможность приехать в Екатеринбург, обязательно это сделайте!
Поделиться записью:
добавить меня в друзья
Прошлые поездки:
Екатеринбургская солянка:
переходы, светофоры, скамейки для наказаний, трамваи и велодорожки
Екатеринбург — лучший город страны. Но можно лучше.
«У предприятия проблемы, а у города нет средств закупать новые вагоны и гасить долги.»
Вечная загадка.
2. Велодорожки и закладывают, потому что город компактный и равнинный. Расстояние больше 5 километров — это от самой окраины до центра.
3. «Просто тут чувствуется дух горожанина. Здесь умеют выходить и отстаивать свои интересы — социальный капитал города выше среднероссийского.»
Да, поэтому про борьбу чиновников с горожанами мы слышим гораздо чаще в Екб, чем в других городах.
4. Метро нужно развивать дальше, но глубинного смысла строить линию именно вдоль трамвая, идущего по Ленина — Татищева, нет. Трассировку явно нужно проработать.
Московский метрополитен тоже востребован, но его развитие идёт за счёт общего бюджета, а не выручки за продажу билетов. Так что никакой загадки нет.