Деньги есть. Спонсорство в студенческом спорте
АСБ, Ассоциация студенческого баскетбола
Спорт давно перестал быть дешевым удовольствием. Разговоры о финансировании не утихают на федеральном уровне. Что уж говорить о студенческих командах, которые напрямую зависят от средств в «кошельке» вуза. При этом их расходы могут не уступать профессиональным клубам. И тут возникает вопрос поиска дополнительных ресурсов. Один из ответов — спонсорство.
Казалось бы, все просто. Вот только это не благотворительность, и правильный спонсор, скорее всего, захочет получить определенный «выхлоп». Но уже сегодня существуют примеры довольно успешного сотрудничества студенческих спортивных клубов с коммерческими организациями самого разного уровня и формата.
СГАФКСТ и реклама
Футбольной сборной СГАФКСТ из Смоленска, например, помогает компания «Камея» (рекламное агентство). Они оказывают ребятам финансовую и информационную поддержку, благодаря которой команде уже удалось сэкономить порядка 300 тысяч рублей. Помимо данного спонсора сборная на договорной основе сотрудничает с профессиональным клубом региона (ЦРФСО). Успех сотрудничества, которое длится уже на протяжении 8 лет, ребята объясняют тем, что руководители компаний увлекаются футболом.
КубГУ и 4 млн рублей в год
Все университеты, как правило, направляют выделенные из федерального бюджета средства на развитие физической культуры и спорта. Но они не всегда способны покрыть затраты. Кубанский государственный университет в свое время нашел выход из ситуации, и сейчас студенческая футбольная команда КубГУ является самой титулованной в стране и регулярно, начиная с 2009 года, принимает самое активное участие во всероссийских и европейских соревнованиях. Было принято решение о финансировании команды не из бюджета университета, а за счет спонсорских благотворительных средств. В 2009 году создана автономная некоммерческая организация «Футбольный клуб “КубГУ”», на счете которой аккумулируются все финансы на существование и развитие команды. До 2015 года средства университета на футбольную команду вообще не использовались. Однако такая возможность появилась благодаря целевой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках «Программы развития студенческих объединений» и функционирования Национальной студенческой футбольной лиги. Кроме того, когда достижения команды являются существенными и ряд руководителей хозяйствующих субъектов сами обращаются с предложением оказать посильную поддержку.
«Участие студенческого футбольного клуба в турнирах различных уровней полностью обеспечивается за счет привлеченных средств: решается проблема организационных взносов, трансфера и экипировки. В качестве спонсоров выступают фирмы, физические лица, которые любят футбол, заинтересованы в развитии студенческого спорта и симпатизируют нашей команде. Бюджет ФК «КубГУ» на протяжении восьми лет варьировался от 2,5 до 4 миллионов рублей в год», — делится ректор Кубанского государственного университет, Президент АНО «Футбольный клуб “КубГУ”» Михаил Борисович Астапов.
«У команды нет титульного спонсора, который покрывал бы большую часть расходов. В разные годы количество меценатов было разным, но, как правило, не более десяти. Принципиально отметить, что спонсорами не являются родители студентов, обучающихся в Кубанском госуниверситете, и родители абитуриентов, поступающих в вуз. Однако среди них есть выпускники КубГУ, которые сохранили связь с альма-матер.
По этическим соображениям имена наших спонсоров разглашать не буду, хотя об одном не сказать не могу. На протяжении многих лет, и особенно на этапе формирования клуба, по сути, его генеральным спонсором выступал главный врач санатория «Анапа» Борис Николаевич Рогозян, который, к сожалению, ушел из жизни. Также в разные годы в качестве спонсоров выступали Российский футбольный союз, футбольный клуб «Кубань», обеспечивая ФК «КубГУ» комплектами игровой формы.
Поиск спонсоров осуществляется постоянно, потому что расходы клуба растут и в связи с экономическими перипетиями в мире, и в связи с появлениями новых форматов проведения турниров. Это, прежде всего, моя задача не как ректора вуза, а как президента ФК «КубГУ». Хотя существуют и иные варианты», — заключил Михаил Борисович.
Бонусы МИФИ
Хоккейная команда НИЯУ МИФИ на протяжении двух лет имела спонсорские отношения с крупной компанией, которая помогала с формой и тренировками. Два года назад перед сборной стояла задача стать чемпионом дивизиона «Бакалавр» в сезоне 2014-2015, и в случае успеха ребятам полагались бонусы. Это к вопросу стимулирования «хорошей игры».
«Мы на спонсоре не зарабатывали, нам выделяли деньги под конкретный запрос: под тренировки, под форму и бонусы за сезон, но это было личное желание спонсора», — говорит Евгений Тебеньков. — «Спонсорская поддержка необходима. Но это достаточно трудно, так как спонсору нужна какая-то отдача. Что касается нас, то мы смогли убедить человека вложить в нас деньги, но таких случаев мало. Чаще спонсорскую помощь могут оказывать выпускники, кто сам когда-то занимался чем-то похожим. Нам университет выделяет стабильно необходимую сумму, но за ее пределы мы не выходим. Наличие спонсорских денег дает возможность использовать их на работу с болельщиками, дополнительные тренировки перед важными матчами, бонусы за победы и многое другое».
РГУ и настойчивость
Еще одним успешным примером сотрудничества стала сборная по хоккею РГУ нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина. На данный момент у команды два спонсора: Газпром-Экспорт и Platts (информагентство). Именно они поддерживают ребят экипировкой и денежными средствами на проведение тренировок, закупку клюшек, шлемов, джерси, подготовительные сборы.
Артем Перфилов из команды рассказывает: «Спонсоров мы искали сами. Писали письма на имена директоров разных нефтегазовых компаний. Platts мы нашли примерно так: написали письмо на возможного спонсора. Это письмо передали в нужные руки на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. Через полгода нам передали контакт человека и сказали, что он может помочь. Около 9 месяцев написывали ему, и после этого встретились с ним в первый раз. Всем занимался Михаил Лялинов, менеджер нашей команды. Взаимодействие со спонсором происходит в основном по электронной почте. Также нередко при личных встречах с представителем кампании Platts. С «Газпром-экспорт» мы сотрудничаем уже третий сезон. С Platts — второй».
АСБ и целевая аудитория
Экс-менеджер АСБ 3х3 Алена Трухина на себе прочувствовала, что значит искать поддержку. Не все готовы тратить время, силы, а главное деньги на специфический студенческий спорт. Нежелание спонсоров идти на контакт Алена объясняет отсутствием продукта и заинтересованной аудитории. «Студенческий спорт должен быть интересным, захватывающим, со своими героями и историей. Нужно понимать, что у вас есть на сегодняшний момент. Какая у вас аудитория, ее потребности, зачем они следят за вашим клубом, что ей нравится, что не нравится. И тогда необходимо приступать к поиску спонсоров, чья целевая аудитория совпадает в вашей».
Прошлым летом АСБ провели региональный турнир «Vyatka-asb 3х3». Генеральным спонсором турнира был фитнес-клуб «Спринт». Тогда получилось договориться на полное финансирование наградной продукции, маркетинг, брэндинг, промо-акции, аренду площадок, подарков для участников и победителей и т. д.
«На сегодняшний день логотипом на майке и красивым флаером никого не удивишь. Спортивная индустрия переходит в эру digital-маркетинга. Кому, как ни студентам, снимать с этого сливки? Интересный Ютуб-канал, тысячи подписчиков в социальных сетях, активные ссылки с переходом на сайт спонсора, блоги, вирусный контент – лишь малая часть каналов продвижения».
Вывод №1: поддержка студенческим сборным со стороны необходима.
Вывод №2: найти поддержку в условиях отечественных реалий возможно. Требования: качественный продукт, желание и терпение.
По материалам журнала «Раунд», выпуск №5