Программы лояльности. Учимся привлекать и удерживать болельщиков
АСБ, Ассоциация студенческого баскетбола
Программа лояльности – один из основных способов взаимодействия с болельщиками в современном мире спорта. С ее помощью клуб получает необходимую информацию о потребителе и поддерживает с ним постоянный контакт: оповещает о предстоящих матчах и мероприятиях, рассказывает о возможных акциях и скидках в клубном магазине и многое другое. Наиболее распространенным элементом программы лояльности является клубная карта. Лучшие примеры ее применения рассмотрим в нашем материале.
Позиция «Ливерпуля» по отношению к болельщикам ясна сразу: на официальном сайте слова «футбольный клуб» зачеркнуты, а рядом написано «семья». Их девиз — «Мы “Ливерпуль”: это значит больше» — цепляет каждого.
«Ливерпуль» в сезоне 2018/19 предлагает своим болельщикам шесть вариантов членства в клубе («Взрослые»: Full Membership, Light Membership, International Membership; «Дети»: Little Liver, Mighty Red, Teen Red).
Вступить в него возможно при оплате стартового взноса (от £19.99 до £44.99 в зависимости от выбранной категории). При оформлении членства каждый болельщик получает карту клуба и приветственный набор, состоящий из эксклюзивной атрибутики. Помимо этого, член клуба получает скидки на посещение матчей и абонементы на сезон, на покупки в официальном магазине, на экскурсионный тур по стадиону, на товары и предложения от партнеров, а также свободное посещение матчей женской и юниорских команд, возможность принимать участие в мероприятиях клуба.
В дополнение к вышеперечисленному для маленьких членов клуба полагаются поздравительные открытки на день рождения и Рождество. Кроме того, они получают возможность вывести любимого игрока на поле перед началом домашнего матча. Работе с детьми уделяется особое внимание, так как они являются основой формирования базы болельщиков в будущем.
Виды приветственных наборов ФК «Ливерпуль»
Мадридский «Реал» продал более 975 000 клубных карт за последние 16 лет. Официальный сайт «сливочных» сообщает, что миллионный покупатель получит свою карту лично из рук Серхио Рамоса.
Самый богатый в мире клуб предлагает два типа карт: Basic (взрослые – 35€, дети — 20€) и Special (60€/ 50€). К уже известным нам привилегиям мадридцы добавляют рассылку на дом журнала Hala Madrid, участие в розыгрыше призов и путешествия в Мадрид для двоих, в которое входят билеты на самолет, проживание, посещение матча, ужин в клубном ресторане и экскурсия по «Сантьяго Бернабеу». В приветственном наборе болельщики получают фотографию команды с автографом каждого игрока, плакат и шарф.
Весьма распространены программы лояльности и в России, однако в нашей стране клубы еще только учатся зарабатывать на этом деньги.
ФК «Зенит» имеет два типа карт: стандартную (выдается при покупке товаров от 100 рублей) и Premium (выдается при покупке товаров от 15000 рублей, либо при накоплении аналогичной суммы на стандартной карте). Они дают право скидок на матчи, фирменную атрибутику и скидки в компаниях-партнерах (их на сегодняшний день насчитывается около 200). Плюсом к этому обладатели карт Premium могут посещать матчи БК «Зенит» со скидкой в 50%. Особым видом карт является «„Газпромбанк“ — ФК „Зенит“ MasterCard», с помощью которой можно оплачивать покупки по всему миру, а также принимать участие в благотворительной программе, направленной на поддержку детского и юношеского спорта Санкт-Петербурга.
В футбольном клубе «Спартак» существуют четыре статуса программы лояльности: «Рекрут», «Гладиатор», «Центурион» и «Спартак». От статуса участника зависит формула начисления денариев (условных единиц). Болельщики, достигшие уровня «Спартак», получают информационные рассылки, приоритетное право покупки билетов и абонементов, участие в автограф-сессии на «Открытии Арене», групповое фото с игроками команды и другие дополнительные возможности.
Оплачивая любые покупки картой болельщика ПФК ЦСКА от Tinkoff Bank (4 типа: от дебетовой до премиальной кредитной), ее владельцы получают бонусные баллы – БитКони. Каталог призов по программе лояльности столичных армейцев весьма разнообразен. Так, за 1000 накопленных БитКоней можно получить экскурсию по «ВЭБ-Арене», 10000 – посещение тренировки, 20000 – участие ребенка в мастер-классе от футболистов ЦСКА, 30000 — капитанскую повязку с матча с автографом, 35000 – билет на закрытое мероприятие клуба, 50000 – именное место на стадионе, 500000 – полет с командой на выездную игру и проживание в отеле.
Мы рассмотрели лучшие примеры применения карт болельщика в европейском и российском спорте. На сегодняшний день любительским клубам в нашей стране не под силу заключить договор с одним из банков и выпустить карты с платежной системой, трудности могут возникнуть и с системой электронных билетов и абонементов для автоматического считывания информации о болельщике. Но при этом вполне реально разработать свою программу лояльности: придумать систему начисления баллов, дать название собственной валюте, подготовить призовой фонд (это может быть фирменная атрибутика или товары и услуги от партнеров программы), делать информационные рассылки и активно привлекать болельщиков к участию в жизни клуба.