Проблема свободы личности в 21 веке
ПРОТИВ СИСТЕМЫ | AGAINST THE SYSTEM
Я считаю, что говорить о свободе и правах человека в современном мире весьма глупо, так как никакой свободы для развития и раскрепощения человеческой личности мы не получили, а так называемая «демократия» в реале оказалась лишь маской, под которой скрывается оскал диктатуры. Идеология массового потребления, жизнь по шаблонам, механистичность и монотонность труда в современном буржуазном обществе ведут ко все более эффективным методам для управлением человеком. Жизнь людей протекает как бы по выработанному руслу (школа-работа-семья-пенсия), а вместо освобождения труда 21 век подарил нам монотонные работы, из-за чего человек ощущает бессмысленность трудобудней и лишь на досуге он чувствует жизнь как свою собственную, реализованную лично для себя. Проживая большую часть дня для чуждых ему целей, человек ощущает внутри себя бессилие перед тем, что уходит год за годом, а он так и не реализовал свои мечты, тратя основную часть заработка на пропитание, оплату услуг и потребление различных товаров, которые активно рекламируют СМИ. Кризис гуманизма сейчас стоит очень остро и ничуть не меньше, чем в 20 веке, который принес человечеству две войны и угрозу ядерной катастрофы. Пугающая реальность строго механизированного тотально- бюрократического мира создает чувство невозможности что-то изменить в этой системе и поэтому большая часть людей стремится приспособиться к этому порядку вещей, становясь конформистами. Человек сейчас все чаще стремится уйти в мир иллюзий, погрузится в потребительство и уйти от своего «Я» в свободное от работы время. Боязнь остаться наедине с собой, понаблюдать себя со стороны и разрешить внутренние противоречия есть нечто иное, как острая экзистенциальная проблема личности.
На свое истинное «Я» человек как бы стремится надевать разные маски (множество псевдо «Я»), чтобы быть как «все» и не беспокоить общество своими индивидуальными качествами. Нонконформистов же стараются задавить порицаниями, призывами «образумиться», «не мутить воды», прислушаться к общественному мнению, к этой самой анонимной власти над личностью. Бунтарей стараются либо перевоспитать в «правильных», либо психологически давить на них до тех пор, пока у них не сломается воля к сопротивлению господствующей идеологии и культурным нормам, что иногда приводит к суициду, сильнейшим депрессиям, мизантропии, уходу в себя от мира реального в мир виртуальный, а также бегство из цивилизации. Атмосфера скрытой агрессии буржуазного общества, лицемерие и отчуждение людей друг от друга приводит к тому, что отдельные личности уже с детства калечатся этой жестокостью в семье, школе или даже на работе (конфликт с начальником или коллективом), а это в итоге может привести к стремлению подавленного человека отомстить этому больному миру, в результате чего он встает на тропу преступности или даже терроризма.
В каждом человеке есть как негативные, так и позитивные тенденции к реализации себя, но внешние условия среды часто вызывают подавление тех или иных качеств, что в итоге ведет к загнанным вовнутрь непроанализированным эмоциям и порывам, которые никуда не исчезают, а лишь таятся в подсознании, чтобы когда-нибудь дать о себе знать. В каждом из нас еще с детства есть внутренние устремления к неизведанному, познанию самого себя и окружающего мира, но эти порывы стараются ограничить, подавить или внушить человеку их «неправильность» и «аморальность», отвлекая его от этого иными, более прагматичными целями, чтобы подготовить будущий послушный «винтик» Системы. Учебные учреждения и общественное мнение делают свою работу по слепке «порядочного человека» уже вне стен дома, а СМИ практически в любое время и любом месте, манипулируя сознанием человека путем внушения быть «успешным». Общественная среда буржуазного общества не располагает условиями для позитивной самореализации личности, раскрепощения и спонтанной активности, а наоборот способствует росту праздности и пассивности, механистическому образу жизни и проявлению агрессии по отношению к окружающим. Господствующая идеология пронизывает все сферы общественной жизни, культивируя конкурентную борьбу и эгоцентризм, страсть к приобретению вещей и стремление к всевозможным зрелищам. Капиталистическая система построена на безграничном потреблении товаров и услуг, массовой культуре и пассивной зрелищности, когда человек отстранен от участия в глобальных процессах, становясь лишь наблюдателем политического спектакля, где ему дают иллюзию выбора между «левыми» и «правыми», «консерваторами» и «социал-демократами».
Отдавая основную часть своего времени чуждым ему силам, человек старается использовать оставшееся свободное время не для позитивного творческого развития или философских поисков, а для гедонистического потребления. Музыка, киноиндустрия, искусство, спорт и даже книги становятся удобными инструментами для воздействия на сознание личности, создавая довольно примитивный тип мышления. Наука, прислуживающая элитам, не становится частью жизни общества, а лишь преподносится в удобной форме в виде массы различных фактов, а научно-философские поиски ученых (как это было у Гексли, Вернадского, Циолковского или Эйнштейна) теперь и вовсе теряют всякий интерес. 21 век таков, что с одной стороны происходят глобальные процессы в науке, культуре и экономике, но с другой стороны мы видим примитивизацию человеческой жизни, узкий кругозор и отчужденность личности от этого самого глобального мира, который как бы зловеще нависает над человеком, давя на него своей недоступностью, чувством бессилия им овладеть.