8 фильмов о последствиях ядерной войны
Фильмы HD | Новинки кино 2025
«Письма мёртвого человека», «Могила светлячков» и ещё шесть картин о том, к чему приводят гонки вооружений.
Уж сколько раз твердили миру: нет ничего страшнее войны, нет ничего разрушительнее, нет ничего отвратительней. Но кажется, что напоминать нужно снова и снова, потому что самые простые уроки быстрее всего забываются — и вот уже политики опять меряются длиной своих ракет и бомб под аплодисменты одних и испуганные шёпоты других.
Об угрозе ядерной войны много написано и много снято — мы составили подборку из игровых и анимационных фильмов, рассказывающих про последствиях применения ядерного оружия.
Понятное дело, большинство этих картин не подходят для того, чтобы «весело провести время».
Однако тема, которой они посвящены, и не предназначена для веселья, а вместе с тем она несомненно важная и, к сожалению, актуальная.
На берегу (On the Beach; США, 1959)
Один из первых фильмов о возможной третьей мировой войне, и, безусловно, первый по-настоящему резонансный. Премьерные показы «На берегу» были устроены сразу в нескольких столицах мира.
Фильм снят в традициях старого голливудского кино и сейчас может показаться довольно наивным, но в тот момент он стал убедительным предостережением от продолжения гонки вооружений. Среди тех, кого картина особенно впечатлила, были, к примеру, братья Стругацкие.
Действие «На берегу» происходит в 1964 году. По сюжету, после ядерной войны только Австралия находится в относительной безопасности, но и это ненадолго — власти даже дают распоряжение, чтобы все жители заготовили смертельные лекарства, чтобы совершить самоубийство прежде, чем их настигнет лучевая болезнь. В центре сюжета — история моряков с подлодки, отправленной к Западному побережью США, откуда поступил сигнал от возможных выживших.
В 2000 году был снят ремейк фильма. Новая версия картины получила несколько наград, но успех оригинала не повторила.
Письма мёртвого человека (СССР, 1986)
Стругацких мы упомянули не просто так — главный советский фильм о ядерной катастрофе, «Письма мёртвого человека», был снят по сценарию, над которым работал Борис Стругацкий, а ещё в создании фильма принимал участие Алексей Герман.
Ядерная война в фильме началась случайно, первый взрыв был незапланированным и случился по ошибке. Главный герой — физик, Нобелевский лауреат профессор Ларсен, один из тех, чьи открытия привели человечество к печальному концу. Он прячется в подземелье музея, где работала его погибшая супруга, и пишет письма сыну — скорее всего, тоже погибшему.
«Письма мёртвого человека» — гораздо больше, чем просто антимилитаристская агитка. Картина по своим кинематографическим приёмам ближе к советскому арт-хаусу — фильмам Тарковского и того же Германа.
Происходящее в фильме можно интерпретировать даже так, что никакой войны на самом деле не было, а Ларсен и другие выжившие — просто участники эксперимента. Этой версии придерживался, например, исполнитель главной роли Ролан Быков.
На следующий день (США, 1983)
В период разрядки отношений между США и СССР, в 1987 году, «На следующий день» показали на центральном советском телевидении в одном тематическом блоке с «Письмами мёртвого человека».
Если учитывать, что «На следующий день» снимался исключительно для телевидения, проект получился внушительный. В Штатах премьеру фильма на телеэкранах увидели рекордное количество зрителей — сто миллионов человек.
Съёмки были масштабные, а сама картина вышла реалистической и суровой (первые три режиссёра вообще отказались от участия в проекте после знакомства со сценарием). Вместе с тем, несмотря на все изображаемые ужасы, фильм оставляет надежду на то, что после катастрофы обществу удастся восстановиться.
Нити (Великобритания, 1984)
«Нити», вышедшие через год после фильма «На следующий день», также снимались для телевидения — производством занималась компания BBC. «Нити» до сих пор считаются едва ли не самым реалистическим и безжалостным изображением последствий ядерной катастрофы.
Авторы фильма пытались показать возможное развитие событий с точностью, свойственной документальному кино.
По сюжету картины, ядерный катаклизм станет результатом противостояния СССР и НАТО на Ближнем Востоке. При этом само действие картины разворачивается в далёком от военных действий английском городке Шеффилде.
В первую очередь «Нити» ценятся за масштаб антивоенного высказывания: показанная катастрофа глобальна, и авторы фильма объясняют, как она отражается на медицине, экономике, экологии и социальной ситуации.
Иерихон (США, 2006 — 2008)
Единственный сериал в нашей подборке — «Иерихон», вышедший в тот переходный период для индустрии телешоу, когда уже появились «Клан Сопрано» и «Прослушка», а «Во все тяжкие» и «Безумцы» готовились появиться на свет. Статус большого и серьёзного искусства сериалы окончательно ещё не обрели, и на «Иерихоне» это отразилось — денег у создателей было не очень много и мелодрамы в сценарии оказалось больше необходимого.
Однако многие сочли, что попытка показать, как будет жить город, оторванный от цивилизации после катастрофы, вышла вполне удачной. Когда сериал после первого сезона закрыли, поклонники встали на его защиту и добились второго сезона, пускай тот и получился коротким. Конечно, перед нами развлекательная вещь в постапокалиптическом сеттинге, но если вы любите другие аналогичные сериалы, «Иерихон» может прийтись вам по вкусу.
Босоногий Гэн (Япония, 1983)
Настало время мультиков! Ура!.. Ура?..
Япония лучше любой другой страны знает, что несёт миру ядерное оружие. Травма Хиросимы и Нагасаки многократно осмыслялась и в литературе, и в кинематографе, и особенно интересно, как эти события предстали в анимации.
Могут ли нарисованная катастрофа и двухмерные персонажи вызвать такое же сочувствие и такой же ужас, какие испытывает зритель игрового кино?
«Босоногий Гэн», рассказывающий историю выживших после бомбардировки матери и сына, отвечает на этот вопрос вполне однозначно.
Когда-то в период Перестройки «Босоногий Гэн» стал для многих российских детей шоковой терапией — им хорошо запомнились горящие и плавящиеся тела умерших, агония тех, кто не успел умереть вовремя, и весь остальной ужас ядерного удара. Стоило ли показывать его детям? Стоит ли сделать это сейчас?
Увидев подобное в детстве, человек может надолго приобрести отторжение к войне как таковой. Впрочем, похоже, сейчас у нас в почёте, наоборот, любовь к войне, всегда такой правильной и героической.
Кстати, у «Босоногого Гэна» есть ещё вполне достойная вторая часть, рассказывающая о взрослении мальчика.
Могила светлячков (Япония, 1988)
Вышедшая через пять лет после «Босоногого Гэна», «Могила светлячков» снискала славу главного японского аниме о Второй мировой, получила международную известность и признание. Однако поначалу создатели не без оснований полагали, что семейную аудиторию трагическая история оттолкнёт. Поэтому в кинотеатрах «Могилу светлячков» демонстрировали на совместных показах с нежным и светлым аниме Хаяо Миядзаки «Мой сосед Тоторо».
Герои «Могилы светлячков» — брат и сестра, потерявшие мать во время бомбардировки. Мальчик всеми силами пытается отвлечь маленькую сестру от творящегося вокруг ужаса. В основе сюжета — автобиографический роман писателя Акиюки Носаки, который потерял на войне двух сестёр.
На сегодняшний день это аниме справедливо можно считать классикой мирового кинематографа. Попытки экранизировать роман предпринимались неоднократно, но лучше ни у кого не получилось.
Когда дует ветер (Великобритания, 1986)
Завершает нашу подборку трогательная мультипликационная история о пожилой паре, построившей себе бомбоубежище и пережившей ядерную войну.
После катастрофы супруги пытаются наладить прежнюю повседневную жизнь в полуразрушенном доме, но для этого уже ничего нет — ни воды, ни пищи, ни медикаментов, которые могли бы спасти от радиационного излучения.
Герои «Когда дует ветер» такие нелепые и смешные, что мультфильм поначалу воспринимается как мягкая сатира на обывателей и их образ жизни. Чем дальше, тем меньше поводов остаётся для смеха, а потом их не остаётся вовсе.
Технически картина сделана превосходно — двухмерная анимация здесь соседствует с кукольной.
«Когда дует ветер» — экранизация одноимённого графического романа. Для этой картины Дэвид Боуи написал и исполнил такую вот песню: