Пятница как релизный день: плюсы и минусы

Рифмы и ПанчиРифмы и Панчи

Пятница как релизный день: плюсы и минусы

Все более-менее внимательные меломаны давно заметили, что артисты «любят» выпускать релизы по пятницам. «Любят» в кавычках, потому что на самом деле не любят, а вынуждены.Почему так происходит? Как с этим быть? Стоит ли вписываться в традиционный календарь релизов? Немного объективной истории и субъективного мнения на этот счет.

Почему все выпускают релизы по пятницам?

Причин несколько. Основные — это:

? Борьба с пиратством.

Раньше в разных странах релизы выходили в разные дни. Например, в США премьеры выходили по вторникам, в других странах те же релизы могли выйти в понедельник или пятницу. Получалось так, что пираты могли вывалить альбом в сеть или, еще хуже, на витрины пиратских магазинов, раньше официального релиза. Например, альбом мог выйти в США во вторник и тем же днем его можно было скачать на «Торренте», хотя в условной Японии релиз планировался на пятницу (не знаю по каким дням выпускались релизы в Японии, это просто пример). Поэтому ведущие музыкальные агрегаторы и организации, объединяющие звукозаписывающие лейблы, договорились о том, чтобы выпускать новинки по пятницам. Первой релизной пятницей стала дата 10 июля 2015 года

? Чарты Billboard.

Американский Billboard формирует еженедельные топы на основе стримов с пятницы по четверг. Если альбом или сингл вышел во вторник, то у него будет всего три дня (вт.-ср.-чт.) в запасе, чтобы попасть в чарт, а если в пятницу — полноценная неделя. Русскоязычной музыке американский Billboard не светит, но так живет весь мир — под заданный американской индустрией тренд — и ничего с этим не поделать.

? Обновления витрин музыкальных сервисов.

Apple Music, Spotify, российский Boom и многие другие сервисы обновляют свои витрины именно по пятницам. Это скорее следствие, которое стало причиной. Музыкальные сервисы подстроились под крупных артистов и мэйджоров, выпускающих релизы по пятницам, в следствии чего и остальные стали выпускаться по пятницам.

? Привычка и повторение за более успешными коллегами.

Многим артистам, особенно молодым, вообще глупо релизиться по пятницам, но они думают, что если альбом дуэта Miyagi & Эндшпиль выходит в пятницу, то наверное так надо и так лучше. Об этом расскажу ниже.Актуальны ли эти причины сегодня? Не все:

? Пиратство уже в меньшей степени беспокоит крупных игроков.

Стриминг облегчил всем жизнь: и правообладателям, и пользователям. Вторым гораздно проще платить 150 рублей в месяц за подписку и получать музыку на телефон, чем искать, где скачать, и ломать голову, как перекинуть на телефон.

? Чарты Billboard мало интересуют локальные рынки, в том числе российский.

? А вот обновления музыкальных витрин по пятницам — да, весомая причина.

Промо на главных страницах Apple Music, ВКонтакте и других сервисов может дать большой объем трафика на релиз.

? Четвертую причину — привычку — даже обсуждать не стоит.

Таким образом, объективно, из четырех перечисленных причин лишь одна актуальна сегодня. Но это все данность. Рассмотрим теперь несколько вопросов практичного характера.Кому и почему выгоден выпуск релизов по пятницам:

➕Большие артисты.

Потому что они гарантированно получат хороший объем промо от стриминговых сервисов. Больших артисты всегда размещают на переднем плане, что, помимо конверсии в стримы, еще раз подчеркивает их превосходство перед другими артистами и статус, закрепляет имидж. На прошлой неделе выпустили альбомы Элджей и Feduk. Не думаю, что между артистами существует какая-то борьба, но у Элджея были и баннеры на первых полосах, и альбом размещен на витринах повыше.

➕Мэйджоры.

Для них важно контролировать долю на рынке, важно занимать большое количество мест в чартах. Они задают тренд и мерятся друг с другом всем, чем можно. Как было сказано выше, релиз в пятницу дает больше шансов на попадание в Billboard, что привлекает еще большее внимание к релизу. Это важно, конечно, для всех, но для Мэйджоров — крайне.

➕Музыкальные сервисы.

Не уверен в объективности данного пункта, но, если судить логически, гораздо проще обновлять витрину 1 раз в неделю, чем хаотично и ежедневно. Это систематизирует и облегчает операционную часть работы.Кому это не выгодно:

➖Инди-артисты, начинающие и независимые исполнители.

Бороться за место на витринах музыкальных сервисов с такими артистами, как Jah Khalib или Temnikova — дело малоэффективное. Даже если получишь промо, то точно где-нибудь в хвосте плэйлиста.

➖Слушатели.

Неудобно, когда в один день выходит много новой музыки, которую хочется послушать всю. Тем более, что в субботу и воскресенье количество стримов падает на 15-20%, а это значит, что не все хотят слушать музыку в выходные.

➖Маркетологи и SMM-агентсва.

Очень трудно продвигать новую музыку в день, когда это делают все.

➖Онлайн-издания, профильные сайты.

Это неудобно, когда 6 дней в неделю, фактически, нет крутых инфоповодов в виде крутых релизов, а на седьмой день — их тонна. Совсем недавно на это в твиттере жаловался Николай Редькин — редактор издания The Flow.

➖Это не выгодно для развития музыкальной культуры в целом.

Именно культуры созидания, а не культуры продажи музыки. Громко сказано, конечно, но я считаю, что это так. Чем больше музыка подчинена правилам и потокам, тем меньше в ней самой музыки. Все эти правила, цели, награды, войны за места на витринах перестраивают сознание. Творческие порывы артистов трансформируются в порывы азарта и они начинают сочинять и записывать «то, что взорвет чарты», а не «то, что хочется самому».

Из вышесказанного вытекают следующие плюсы и минусы выпуска релизов в один день:

➕Четкая система подачи заявок на получение промо от музыкальных сервисов;

➕Упорядоченность. В принципе, для кого-то это удобно — заходить в пятницу в Apple Music и сразу быть в курсе всех новинок;

➕Это удобно большим артистам;

➖Это неудобно всем остальным артистам;

➖Сильная засоренность эфиров по пятницам;

➖Два выходных дня после пятницы;

➖Трудности продвижения;

➖Повышенная конкуренция между релизами.

Отдельно остановлюсь на трудностях SMM.

Все сейчас более-менее понимают, что без SMM никуда. Когда в один день выходит недельный объем релизов и все начинают их в этот же день продвигать, создается жесткая конкуренция не только за витрины музыкальных сервисов, но и за места в пабликах ВК, Instagram и борьба за YouTube-трафик. Аудитория не резиновая, все, по сути, запускают таргетированную рекламу на одних и тех же людей, но тот же ВК не может посадить в ленту одного и того же пользователя 5 рекламных постов подряд. Получается, что стоимость рекламного показа растет, внимание пользователя сильно рассеяно благодаря другим релизом, удержание аудитории слабое.

Релиз хочется плотно отработать в течении хотя бы нескольких дней, но тут мы сталкиваемся еще с одной проблемой: после пятницы наступают выходные. Как было сказано выше, в субботу и воскресенье люди слушают до 20% меньше музыки. Но это одна беда. Другая гораздо проще: в выходные отдыхают в том числе и маркетологи и SMM-щики. Сотрудники нашего лейбла Zhara Music работают по графику 5/2, и в субботу и воскресенье отдел маркетинга постоянно что-то доделывает из дома. Это жутко неудобно. А артист, который долго готовил релиз, звонит с миллиардом просьб и правок к релизу, которые нужно выполнить тут же — в субботу и воскресенье. Для артистов это не больно — они в выходные всегда работают, гастролируют. А вот сотрудникам лейбла такое положение дел не очень. Гораздо удобнее было бы выпускать релизы в начале недели, чтобы к выходным их «отработать» и уйти спокойно на отдых.

Пример из жизни:

Мы выпускали релизы артиста Kamazz по пятницам, как положено. Какие-то его релизы попадали в плэйлисты и горячие новинки Apple Music и iTunes, какие-то – нет. Особенно неприятные и обидные моменты – когда ты подстроился под пятницу, выпустил сингл, а Apple Music и iTunes не поддержали (банально — редакторам мог не зайти трек), и ты вынужден выживать в условиях жесткой борьбы в пятницу. Нужно делать SMM, но эфир забит, у артистов-конкурентов есть фора в виде поддержки витрин, а ты кусаешь локти, думая, что надо было выпускаться раньше на несколько дней. Последний на данный момент сингл артиста под названием «Принцесса» мы выпустили, вопреки правилам, во вторник. В одной из своих песен Баста сказал: «Сила в том, чтобы надеяться на свою силу». Вот и мы так решили: не рассчитывать на лотерею, а сделать все самостоятельно. Выпустив релиз во вторник, мы врубили все свои силы по SMM и маркетингу, где это возможно, и трек влетел в 20-ку ВК и Boom, где находится уже 2 недели. Это лучший показатель в истории артиста и еще один аргумент в пользу того, чтобы в будущем меньше подстраиваться под рынок, делая акцент на собственную стратегию.

Бывают ли исключения из правил?

Да, бывают. Нужно веская причина. Например, артист хочет выпустить сингл в день своего рождения, или в честь десятилетия своей карьеры, или прямо во время большого концерта, чтобы призвать 30 тыс. человек со сцены «Олимпийского» скачать его альбом, который открылся в этот же день. В таком случае нужно заранее начинать общаться непосредственно со стриминговыми сервисами, попробовать их убедить в этом. Другая причина — нужно быть крупным артистом. Например, Скриптонит выпустил свой последний сингл в среду, а сингл перед ним выпускал в четверг. iTunes и Apple Music поддерживали релиз баннерами в день релиза, хотя обычно в такой ситуации они поддерживают все равно в пятницу. Например, мы выпустили недавно трек Idris & Leos «Друг» во вторник, а Apple Music и iTunes поставили трек на витрины в пятницу. Такое тоже бывает, но редко, ведь если трек вышел во вторник, то его только с натяжкой можно определить в «Горячие новинки».)

00:59
496