Споры о происхождении COVID-19
Патриоты России
В США появились новые обвинения в адрес КНР в экспериментах с летучими мышами, которые якобы привели к массовому распространению коронавируса. Новые обвинения могут стать аргументом для Трампа в его торговой войне с Китаем, в которую он хочет вовлечь и своих союзников. Москва же считает, что нужно проверить и другие версии распространения вируса, о которых говорит китайская сторона.
В США считают, что коронавирус COVID-19 стал следствием инцидента с заражением в лаборатории города Уханя. Как утверждают источники телеканала Fox News, первым во время экспериментов от подопытной летучей мыши заразился сотрудник лаборатории, а затем вирус распространился среди местных жителей. Как отметил в разговоре с Fox News знакомый с ситуацией источник, Китай виновен в «самой дорогой операции по сокрытию улик» в истории. При этом собеседники телеканала заявляют, что биологического оружия лаборатория не разрабатывала, а исследования должны были показать, что китайские ученые обладают не менее серьезными возможностями в исследовании вирусов, чем США.
Как отмечает телеканал, свои выводы источники готовили с использованием как засекреченной информации, так и открытых данных. Собеседники телеканала подчеркивают при этом, что данные не являются «окончательными», но все они уверены, что в КНР скрывали информацию.
Однако профессор Университета Джорджа Вашингтона, в прошлом аналитик Национального совета по разведке США Мэтью Берроуз настроен скептически: «Пока нет убедительных доказательств того, что лаборатория Уханя создала вирус, я подозреваю, что это попытка отвлечь внимание от неготовности (к борьбе с пандемией) со стороны администрации Трампа».
Несмотря на сложные отношения Трампа c разведкой, президент может взять информацию, изложенную Foх News, на вооружение в новом витке экономической войны с Китаем. Коронавирус лишь немного снизил ее накал, но противоречия между КНР и США никуда не делись. «Есть опасения в том, что КНР не были искренни с мировым сообществом, что дало бы странам возможность реагировать быстрее. Это конечно фактор раздражения в американо-китайских отношениях», — говорил в беседе с «Финам.ру» профессор Стэнфордского университета, бывший специальный помощник президента США Билла Клинтона, Стивен Пайфер.
Как пишет The Diplomat, пандемия сделает отношения между КНР и США «более конфронтационными». Издание напоминает, что новые разногласия «происходят на фоне незавершенной торговой войны».
Торговая война между США и КНР, причиной которой стало недовольство Вашингтона политикой китайских властей в отношении американских товаров, пока не завершена. Первый эпизод тарифной войны вспыхнул летом 2018 года, когда США обложили тарифами китайские товары на сумму в $360 миллиардов. В ответ Китай ответил повышением пошлин на американские товары на сумму $110 миллиардов. В январе обе стороны заключили промежуточное соглашение, согласно которому Китай соглашался увеличить закупки американских товаров на $200 миллиардов в течение следующих двух лет. США же согласились снизить пошлины на китайский импорт и отказаться от введения новых барьеров.
Однако, как отмечали, анализируя соглашение, эксперты Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, многие вопросы так и остались неохваченными. К тому же выполнение многих пунктов соглашения будет зависеть от воли сторон, отмечают эксперты.
Звоночек большой войны
Переговоры, которые очевидно возобновятся после окончания пандемии, будут проходить в других условиях. Из «коронакризиса» оба экономических гиганта выйдут изрядно потрепанными, что возможно даст им меньше рычагов давления друг на друга. Уже известно, что китайский ВВП впервые с начала публикации квартальных данных в 1992 году рухнул в первом квартале 2020 года на 6,8% г/г. Не исключено, что Китай будет пытаться требовать пересмотра части пунктов соглашения, так как пандемия стремительно меняет экономическую ситуацию в мире. Однако также нельзя исключать, что Трамп будет использовать историю с «летучей мышью», чтобы подбросить китайской стороне «дохлую кошку». Это выражение активно используется в американской дипломатии как название стратегии: шокирующий факт отвлекает внимание от важного и невыгодного для стороны предмета.
Летучая мышь и дохлая кошка — к чему приведут споры о происхождении COVID-19По мнению эксперта клуба «Валдай», генерального директора АО «Управляющая компания „Спутник – Управление капиталом“ Александра Лосева, подобные обвинения — »звоночек большой войны", которая будет идти в политической сфере, пока не слишком затрагивая экономическую: «Если в экономической все пока будет, как „при бабушке“, — кушать-то хочется, то в политическом плане все будет, как у США — СССР в первой половине 20 века. Только вместо СССР будет КНР».
У Вашингтона в арсенале немало политических средств давления на Китай. Среди них: противодействие активности КНР в Южно-Китайском море, а также давление на Пекин с требованием к этой стране присоединиться к российско-американскому договору о Стратегических наступательных вооружениях.
В тоже время, обострение отношений КНР и США из-за пандемии уже отчасти затронуло экономическую сферу. Администрация Трампа дала понять, что собирается отозвать лицензию у американской дочки China Telecom по соображениям небезопасности. Глава Федеральной коммуникационной комиссии США Брендан Карр заявил, что его ведомство, руководствуясь рекомендациями Минюста, проведет расследование в отношении компании о ее возможной причастности к разведывательной деятельности. Ведомство также изучит деятельность и других китайских компаний, работающих на телекоммуникационном рынке США.
Холодная голова против горячего сердца
Обвинения в адрес китайских компаний на фоне пандемии вируса, который Трамп неизменно называет «китайским», ложатся на благодатную почву. Согласно опросу Gallup, опубликованному в начале марта, количество американцев, которые позитивно относятся к КНР, составляет 33%. Это стало самым низким показателем с 1989 года, когда китайские власти подавили студенческие бунты в Пекине. Для сравнения: в 2018 году к КНР позитивно относилось 53% американцев.
Для Трампа новые обвинения против КНР — не только мобилизация своего консервативного электората, но и попытка привлечь на свою сторону европейских союзников. У большинства стран ЕС хорошие экономические отношения с Китаем, а многие страны во время пандемии с благодарностью приняли помощь КНР и советы китайских врачей. Издание The New York Times назвало эту помощь «китайской дипломатией пожертвований», которая только подогревает соперничество двух стран за мировое лидерство.
Негатив в отношении Китая активно звучит и в Старом Свете. В начале апреля в консервативной The Times появилась статья обозревателя Мелани Филипс под названием: «Запад больше не может закрывать глаза на Китай». В ней автор пишет, что Великобритания должна сделать все, чтобы снизить влияние КНР на свою экономику.
Но в реальности делать это будет непросто, учитывая, что торговый дефицит Великобритании с Китаем в настоящее время составляет около 22 миллиардов фунтов стерлингов. В британской элите хорошо понимают положение вещей, и исполняющий обязанности премьера Доминик Рааб, уже пообещал Китаю, что не будет «политизировать» ситуацию с коронавирусом.
Летучая мышь и дохлая кошка — к чему приведут споры о происхождении COVID-19Москва также не «политизирует» ситуацию, подставляя Пекину плечо в период резкого ухудшения американо-китайских отношений: «Есть теории и про летучих мышей, и про каких-то других животных, есть теории про военные спортивные игры в г.Ухань, куда ездила американская делегация и жила в самой близкой гостинице к этому рынку, и так далее и тому подобное», -отмечал в интервью газете «Коммерсант» глава МИД России Сергей Лавров. Позже, по итогам разговора президента России Владимира Путина и китайского лидера Си Цзиньпина 16 апреля было подчеркнуто, что попытки обвинить КНР в распространении вируса являются «контрпродуктивными».
Стоит отметить, что теория об американских военных, которые могли принести вирус в Ухань, была ранее высказана представителем МИД Китая Чжоу Лицзянем. В свою очередь, британская газета The Daily Mail на днях опубликовала информацию, что правительственное агентство США «Национальный Институт здоровья» давало китайской лаборатории вирусологии в Ухане деньги в размере $3,7 миллионов. Средства предназначались для проведения экспериментов на летучих мышах. Напомнив об этой истории, глава МИД Лавров отметил, что изучением всей этой информации «надо заниматься, но без эмоций, с холодной головой…».
Однако в ситуации, когда на кону миллиарды долларов, Вашингтон вряд ли подойдет к ситуации с «китайским вирусом» с холодной головой, а скорее с «горячим сердцем». Пока, правда, неясно, будет ли новое политическое противостояние после пандемии вестись «чистыми руками».