Почему мы иногда забываем, что хотели сделать и зачем пришли

Это интересно!Это интересно!

Почему мы иногда забываем, что хотели сделать и зачем пришли

Каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с такой ситуацией: встав с кресла с определённой целью, он уверенно идёт в соседнюю комнату. Но, стоит только перешагнуть её порог, вдруг с удивлением осознаёт, что цель прихода совершенно вылетела из головы.

«Эффект дверного проёма» — название этого явления. Так назвали его когнитивные психологи, после ряда исследований. Это связано с особенностями устройства памяти каждой личности.

На самом деле, этот сбой в памяти происходит и во многих других ситуациях. А ассоциация с дверным проёмом – всего лишь отдельный эпизод глобального явления, который проявляется в жизни каждого человека в различных ситуациях.

Многие, открыв холодильник, не могут вспомнить, для чего они к нему подошли. Или, не менее распространённая ситуация, во время разговора, слушая собеседника, вдруг на ум приходит гениальная идея, или важное предложение. Но при необходимости соблюсти правила этикета и хорошего тона, приходится ждать пока оппонент не закончит своё повествование. И вот, когда долгожданная минута наступает, и появляется возможность высказаться, вдруг оказывается, к удивлению и досаде, что мысль уже потеряна. И чаще всего вспомнить её удаётся уже намного позже, когда момент уже давно упущен.

Попав в такую ситуацию, человеку иногда удаётся сразу восстановить последовательность цепочки действий, но чаще всего, все попытки сделать это «тонут в провале памяти». Почему же так происходит?

Всё очень просто. Восприятие каждого человека, всё происходящее вокруг него на разных уровнях, фиксируется одновременно. Как в известной притче о строителях храма. В которой описан разговор с тремя строителями одной бригады. На вопрос: «Что они делают?», каждый ответил по-разному. Один сказал, что он кладёт кирпичи, второй ответил, что он строит стену, третий воскликнул, что он строит церковь. Хотя, в действительности, они выполняют одну и ту же работу. Так и с вниманием человека, оно легко переключается между разными уровнями восприятия. Но в определённый момент времени, оно может находиться только на каком-то одном из них.

Проще говоря, человек при постройке дома, будет сконцентрирован либо на кладке кирпича, либо на представлении всего процесса в его последовательности, либо же, на конечном результате. Замечтавшись о большом и уютном доме, он может забыть про кладку этих самых кирпичей, и наделать «косяков». И если он не владеет навыками кладки, ему временно не до цели, он сосредотачивается на конкретном действии.

Для ещё большего понимания картины в целом, последний пример с водителем автомобиля. Новичок, еще плохо владеющий искусством вождения, часто думает о каждом действии за рулём. Уверенный автомобилист во время движения легко может не только осматривать окрестности, но и поддерживать разговор с пассажирами. Отвлекается от второстепенных задач, только в тех случаях, когда подъезжает к опасному участку пути и нужно всё внимание сосредоточить на дорогу.

Точнее о самом процессе. Возвращаясь к примеру о собеседнике. Внимание поглощено возникшей мыслью, желание высказать её возрастает больше и больше, но перебивать нельзя. И вот человек начинает внимательно наблюдать за оппонентом, чтобы «поймать» момент выразить свою мысль, или хотя бы взмахом руки показать готовность добавить комментарий или задать вопрос. В этот момент внимание человека переключается на другой уровень, вследствие того, что поменялась задача. Новая цель – поиск возможности высказаться. И на момент появления возможности проявить себя, человек открыв рот, с ужасом осознаёт, что он забыл то, о чём хотел поведать. Происходит это по одной причине: внимание сосредотачивается на поиске подходящего момента, и иной раз не получается быстро переключить его обратно.

Во время потери цели при входе в комнату срабатывает аналогичный механизм. К примеру, нужно взять телефон, который остался в спальне, и выходить на работу. Цель «взять телефон», меняется на новую «зайти в спальню». По пути, как правило, человек поднимает что-то упавшее на пол, закрывает дверь в другую комнату. Если сборы идут рано, старается не шуметь, дабы не разбудить домочадцев. В итоге, по пути в спальню, внимание успевает переключиться как минимум на 5 второстепенных задач. Как правило, они не заметны для самого индивида, так как проделываются «на автомате», но тем вероятнее, что при входе в нужную комнату, человек задастся вопросом: «Зачем же я сюда зашёл?».

Чем дальше находится нужная комната, тем чаще в подсознании одна цель сменяет другую и тем больше оно зафиксирует разных вещей, на которые внимание так же переключается.

Найти ответ на вопрос и выход из положения зачастую помогает «обратное перематывание»: нужно просто выйти из спальни и пройти до «точки отсчёта» тем же путём, словно прокручивая назад все воспоминания. У многих это срабатывает именно на том самом месте, в котором и появилась цель «взять телефон». И они в срочном порядке снова несутся в спальню, уже не обращая никакого внимания на внешние раздражители, на всякий случай, повторяя про себя то, что недавно вылетело из памяти.

Впервые термин «эффект дверного проёма» ввёл психолог Габриэль Радванский, уроженец США, в 2011г. После ряда проведённых экспериментов. В первом он создал виртуальный дом, дав задание участникам перемещаться по его комнатам, при этом выполняя разные задания на запоминания. Эксперимент подтвердил тот факт, что человек именно после прохождения дверного проёма чаще всего забывает услышанное или увиденное им по пути следования. При этом, если испытуемый проходил то же самое расстояние, но в границах одной комнаты, память сохраняла поставленную перед ней цель. Стоило ему только перешагнуть порог комнаты, как тут же память словно стирала всю информацию.

Аналогично ситуация повторилась и в реальном доме. После чего, учёный пришёл к выводу, что дверной проём, в рамках проведённого эксперимента, играет роль нового информационного события, которое записывается памятью на предыдущее. Именно поэтому так сложно вспомнить, что было за переступленным порогом.

Поняв работу данного механизма, можно оградиться от попадания в неловкую ситуацию в будущем. Пытаясь вставить слово в монолог оппонента, можно зафиксировать мысль и завязать узелок, чтобы при его развязывании вспомнить с какими мыслями он завязывался. А если забыта цель визита, можно мысленно или физически пройтись обратно по «пунктам» памяти.

16:06
471