Что делали бурлаки на самом деле

Мировая История | Исторические ФактыМировая История | Исторические Факты

Что делали бурлаки на самом деле

С XVI века до эпохи паровых двигателей — движение речных судов вверх по реке осуществлялось с помощью бурлаков. Волга была главной транспортной артерией России. Десятки тысяч бурлаков тянули вверх по реке тысячи судов.

На Севере бурлаков еще называли ярыгами. Или ярыжками. Слово это образовано из двух: «ярило» — «солнце», и «га» — «движение», «дорога».
Каждую весну сразу же после ледохода по деревням, стоящим на берегах больших рек, в их низовья, волна за волной проходили артели бурлаков, идущих подряжаться на работу.

У бурлаков были свои традиции. В определённых местах на Волге бурлаки посвящали новичков в профессию. Места эти — высокие крутые берега — назывались «Жареными буграми». С десяток Жареных бугров было по всей Волге от Ярославля до Астрахани.

«В бурлаки чаще всего шел отчаянный народ, потерявший свое хозяйство, интерес к жизни, любители путешествий и вольного воздуха…»

При прохождении судна мимо «Жареного бугра» у Юрьевец-Поволжского бурлацкая артель устраивала причал. Новички выстраивались у подножья бугра. За их спиной вставал лоцман с лямкой в руке. По команде и под крики бывалых бурлаков: «Жарь его!» — новичок бежал по откосу к вершине, а лоцман бил его лямкой по спине. Кто быстрее взбежит на вершину, тот получит меньше ударов. Добежав до вершины, бурлак-новичок мог считать себя получившим крещение и на равных правах входил в артель.

Иерархия

Вел бурлаков старший, авторитетный бурлак, он же водолив, отвечающий за подряды и договора, а также берущий на себя ответственность за сохранность грузов. Он же должен был следить за техническим состоянием судна, вовремя ликвидировать течи, чтобы не затопить баржу и не испортить товар.

Следующий в артельной иерархии за водоливом шел лоцман, он же «дядя», он же «булатник». Его задача состояла в том, чтобы не посадить барку на мель, провести без приключений товар через все опасные места.

Передовой бурлак, тянущий лямку, назывался «шишкою», он отвечал за слаженную работу тягловых бурлаков. Замыкали шествие два бурлака, называемые «косными». Они в случае необходимости залезали на мачты судна, управлялись с парусной оснасткой его, обзирали с высоты дорогу.

Были бурлаки коренные, которых нанимали на весь сезон, были добавочные, взятые на помощь, когда это требуется.Часто лямку тянули лошади.

«Смертельный» труд

Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Лишь попутный ветер облегчал работу (поднимался парус) и увеличивал скорость передвижения. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Пожалуй, самая известная из них «Эх, дубинушка, ухнем». Обычно ее пели для координации сил артели в самые тяжелые моменты.

На коротких остановках бурлаки штопали сносившиеся рубахи и переобувались в новые лапти.

«Уходила артель дальше, на берегу оставались тлеющие угли костра, разбитые лапти и прелые онучи, а иногда и грубо тесанные могильные кресты...»

Наняв артель бурлаков, хозяин судна отбирал у них вид на жительство. Бурлак становился подневольным до конца маршрута. По договору он обязан:

«Быть у хозяина во всяком послушании… Должен идти денно и нощно со всевозможным поспешанием, без малейшего промедления… На работу — чуть свет. Табак на судне не курить. С ворами не знаться. От разбойников, буде такие нападут, отбиваться, не щадя жизни».

В бурлаки шли не только мужчины. «Нужда гнала на Волгу-кормилицу и женщин, сломанных беспросветной женской долей».

С распространением пароходов бурлацкий труд исчез полностью.

10:56
501
Не понимаю, а почему не использовали лошадей, им платить не надо только корми, скорость доставки выше да и пара лошадей наверняка заменит ватагу бурлаков. Мне кажется экономически более целесобразно, как то в статье это тема не раскрыта почему именно люди.
По воспоминаниям В. А. Гиляровского, в молодости ходившего бурлаком «от Ярославля до Нижнего», старший бурлак артели отвечавший за подряды и сохранность груза назывался «подхозяйчиком» или «кнутником» (т. к. именно он наказывал нерадивых), а водолив (назначавшийся обычно из «ослабевших от лямки»), отвечал за отсутствие протечек и регулярную откачку воды из трюма
Даже не стал читать статью, и сразу скажу, бурлаки это вымесел авторов конца 19 века, и ходожников того же времени, кто знает Волгу не по наслышке тот поймёт, как идти вдоль Волги. Да, и дешёвле и быстрее было на лошадях добраться! Бурлаки, это портовая команда, которая осуществляла швартовку судна, и не более того!
13:39
+5
называли ярыгами??!!! 1 не ярыга, а ерыга га да действительно движение идти, но яр это не ярило, а ер сокращение от ерик-протока, и следовательно этимология «идущие по протокам» чем они и занимались.
13:49
+4
А нам в краеведческом музее г. Городец рассказывали, что бурлаки — бала почетная работа. Они за сезон могли заработать деньги, которых хватало на строительство дома. И в бурлаки не каждого брали, только лучших. Молодые так зарабатывали на свадьбу. Такие женихи ценились. Значит были сильными, здоровыми. Многие жители деревень, расположенных на Волге этим и жили.

А мы судим о бурлаках по картине Репина «Бурлаки на Волге»и каким то там устоявшимся стереотипам.
13:53
+4
кстати название Городец тоже бурлацкое, а также Диево Гордище… А Кстово это место и под Нижним и в Яр. Области… Там бурлаки кстились(крестились, вспоминали умерших коллег) и шли дальше… А в Ярославле есть местечкоДядьково-там бурлаки зимовали, перебивались случайным зароботком…
Да, конечно, Репин бурлаков видеть то не мог, эпоха не та была, а вот экскурсоводы, те, да, сами лямку тянули.
По меркам крестьян, наверное этот заработок был не плох. Все же для него требовались сильные, выносливые люди. Но в целом полагаю, оплата была чуть выше среднего по рынку труда.
15:44
+2
Гиляровский В.А. ..." 20 дней шёл с лямкой по Волге от Костромы до Рыбинска."… Расстояние по Волге -Кострома-Ярославль 85, Ярославль-Рыбинск 95 — 85+95=180км/ 20 дней = 9км в сутки. Очень сомнительная затея тащить грузы с такой скоростью. От саратова до самары — 50,5 суток ( сколько продуктов нужно тащить с собой бурлакам), от Астрахани до Рыбинска — 290 дней это даже не одна навигация. Если прогуляться по берегу Волги, то еще не понятней картина, во многих местах и одному сложно пробраться по берегу, а противоположный берег вовсе не проходим, а для большого числа бурлаков нужен широкий и ровный участок. Описание города Камышина в нижнем поволжье — В 1769 году академик Иван Лепёхин описывал городок так:

«Жители питались от посева дынь и арбузов… ни в каком другом посеве не упражнялись». Жителям нужно продать арбузы, что бы купить другую еду, одежду и всякое иное изделие, так как они могут переправить арбузы с такой скоростью 9км в сутки. Если и было что то на подобие бурлаков, то для этого очень и очень веская причина нужна, ибо лучше и быстрее на лошадях, быках перевезти нежели тратится на такие рискованные перемещения по Волге. Кстати ГА это не идти, ГО — идти, погода=по ходу ( по ходу солнца), город — го род — идет род — людской род движется, огород — около города, в слове дорога ГА имеет иное значение.
В Английском языке осталось GO ( ГО ) — идти. В древности люди наблюдали ( И.В, Давиденко говорит, что человек это отличный наблюдатель и хороший копировщик, я с ним согласен) например за гусями, а они по разному гогочут, когда пасутся одно, когда защищают территорию другое, отсюда и и буква Г похожа на шею «Г»уся и звуки ГА ГО ГЕ. До мудрости древним людям еще далеко, но слова уже они придумали. Для них самая главная мудрость была это " ЕДА", а все остальное потом.
15:45
Прадед мой, родом из Чувашии, был бурлаком. Работа эта считалась доходной, по этому в артель брали не каждого. Платили очень хорошо, особенно в весну и осенью.

Тянуть лямку, как на картинках, приходилось не часто, так как берег большей частью был не проходим. На самом деле чаще использовали канат закреплённый на берегу, либо якорь, который завозили вперёд на лодке. Сами бурлаки при этом находились на судне, выбирая канат.