О великих завоеваниях во дворце Хафсидов. Музей «Бардо». Тунис

О великих завоеваниях во дворце Хафсидов. Музей «Бардо». Тунис

Великолепный дворец, когда-то полный роскоши и утончённости. Дворец династии Хафсидов.

При их правлении был расцвет торговли, искусству и ремёслам. О них не отзывались, как о великих зодчих, и их строения не обладали оригинальностью. О членах их династии не много известно, но если не вдаваться в подробности, то своё имя они получили от шейха Абу Хаф-са Умара (ум. в 1176 г.), который не пожелал быть только наместником Ифриикии и покоряться власти Альмохадах и в последствии подчинил себе много земель, в том числе Алжир.

А вот с другим правителем Мухаммадом I аль-Мунтасиром (1249—1277,) принявшим титул халифа, связана история восьмого крестового похода.

В 1270 года, к берегам Туниса прибыл Людовик IX Французский, военная компания которому стоила непомерно дорого.

Уж кто только не приплывал к берегам финикийской земли. Не обошлось в истории и без крестоносцев.

Так вот, прибывает эта венценосная особа со своими сыновьями и невесткой. У стен города, который они приготовили к осаде, разбивают лагерь.

И вскоре их постигает первое несчастье – плохое питание приводит к вспышке дизентерии и со многими солдатами сначала умирает царевич Иоанн Тристан, а потом и король.

Вскоре к ним на подмогу приходит король Сицилии Карл Анжуйский и войска приближаются к городу. Испуганный халиф заключает договор о выплате дани королю Сицилии и проведении служб христианскими священниками в городе.

Но это оказались не все беды, свалившиеся на голову армии крестоносцев. По возвращению домой разразился ужасный шторм, который повлёк за собой гибель 4000! солдат, а вскоре умирает и жена наследника Филиппа III.

Итак, пример похода французского короля наводит на мысль о том, что как часто жадные до порабощения монархи забывали то, что в конце их жизни им доставались не все ими покорённые земли, а всего лишь ничтожный клочок земли для погребения. Либо же они были порой лишены даже его или же их пепел после кремации развевали по ветру, как это было с Цезарем.

«В силах любого человека прожить жизнь благородно, но ни один человек не может жить вечно. И все же многие из нас надеются на то, что жизнь их будет продолжаться вечно, и лишь не многие стремятся жить благородно».

(Сенека)

Интересно, когда Цезарь плыл, в Африку ему сопутствовали сами неудачи. К её берегам он прибыл только с одним легионом, другие же корабли безжалостно поглотило Средиземное море.

В момент схождения великого полководца с корабля надо же ему было оступиться и упасть лицом прямо в песок.

Это тут же послужило причиной паники среди суеверных солдат, однако неожиданно Цезарь сжал в ладони пригоршню песка и воскликнул: «Я держу тебя в руках, Африка!»

В последствии он с триумфом завоюет Египет.

«Где граница желанию, там граница именью: меру всех богатств каждый кладёт себе сам».

(Авсоний)

Проходит время, Хафсиды, как и другие империи канули в лету, однако дворцу XIII века суждено исполнить особую миссию, (к слову никто не знает точной даты начала его строительства) сохранить под своими сводами свидетельство многих завоеваний, новых империй, которые устанавливали не только своё господство, но и приносили новую культуру и религию.

Тут можно увидеть, как земля финикийцев меняла свой облик будучи поглощённая новым противником.

Шутка ли сказать, что на протяжении всей истории Туниса религия тут менялась четыре раза!

Итак, здесь храниться прошлое в залах Карфагена, Римской империи, Византии, арабских султанов и Османской империи.

Стены и потолки, полные роскоши ещё хранят воспоминания о тех, кто жил здесь когда-то. О царских семьях, подданных, интригах, заговорах, попыток удержать власть любой ценой.

Ныне дух Хафсидов соседствует с духом более раннего периода и позднего.

Например, в комнатах жён султана размещены античные предметы времён римской империи, когда ещё даже самого дворца не существовало и в помине.

Одно жестокое правление сменялось следующим, однако в сущности они ни чем не отличались друг от друга.

Время перемен

Итак, позвольте опять вспомнить крестовые походы, а именно их последствия. Их было не мало и не все оканчивались так, как восьмой — полным фиаско. Что ещё принесли они в истории, кроме как чудовищные разрушения и кровавые расправы со стороны обеих противников?

Перемены.

Первая сторона медали.

На то время грязная, загнивающая, и малообразованная Европа, без преувеличения сказать, сталкивается с совершенно другим миром.

Именно Восток знакомит их с трудами многих великих математиков, физиков, астрономов и философов древней Греции, работы которых были переведены на арабский язык.

Европейцы увидели другую медицину, они узнали, что такое мыть руки перед едой и вообще, что для этого существует мыло, которое в то время готовили в Сирии.

Уже в седьмом веке арабская династия Аглабидов строит огромные очистительные сооружения воды, которые функционируют и поныне. Их так и называют – бассейны Аглабидов.

К примеру, арабскими трудами по медицине пользовались в плоть до 18 века…..

Знакомство с Востоком стало огромным прорывом для Европы.

И тут можно опять перевернуть медаль на другую сторону.

Новый хозяин делает всё по-своему.

Как поступают арабы, отвоевав Северную Африку у Византии?

Разрушают римские храмы, виллы и создают мечети.

Так в городе Кейруане римское наследие перевоплотилось в арабское, куда были привезены многочисленные колонны, а на одной из стен просто перевёрнута надпись. Ну и что? Ведь какая разница что там написано, главное, что существовал материал для постройки.

Идём дальше.

Изгнанные арабы из Испании во времена правления королевы Испании Изабеллы Кастильской находят приют опять в Тунисе. И один из красивых римских акведуков тут же был разобран для строительства военного форта.

Удивительный момент наблюдается в самом музее – изувеченные статуи с отрубленными некоторыми частями тела. Опять дело рук арабских фанатиков, которых якобы смущал внешний и непристойный вид скульптур……

Но давайте вспомним римлян, пленивших полностью Карфаген. Не они ли сравняли с землёй всю империю, истребили всех жителей и посыпали даже землю солью? Не они ли возводили свою собственную архитектуру с финикийских построек?

Словом, почерк победителя не претерпел никаких изменений.

Всем народам, процветающим благодаря своему могуществу, в том числе и самим римлянам, чья власть простирается над всем миром, — если только они пожелают быть справедливыми, то есть возвратить чужое, — придется вернуться в свои хижины и влачить жизнь в бедности и нищете.

Карнеада из Кирены:

Однако позвольте ещё раз перевернём медаль……

Прохаживаясь по залу Карфагена, а потом очутившись в эпоху римского господства замечаешь одну любопытную деталь – на смену грубоватым и немного примитивным скульптурам приходит более утончённое мастерство римских скульпторов. Их работы просто завораживают, а всемирно-известные мозаики относятся именно к римскому правлению. Да. Рим преобразил Карфаген, сделал его более вычурным и роскошным, но…. Какой ценой? Какой ценой доставались все эти изменения? Какой ценой люди узнавали новшества и меняли свою жизнь – она была непомерно высока и уносила сотни тысяч жизней. Каждый раз народ переходил через насилие, убийства, разрушение и рабство – конец и начало нового – это была дорога через все круги ада.

За что миру известен Бардо

Нынешний музей Бардо, а в прошлом дворец Хафсидов знаменит своей мозаикой, и считается вторым после Каирского музея во всей Африке и только недавно он уступил пальму первенства турецкому музею мозаики «Зэугма» в городе Газиантэп.

На протяжении всего времени проведённые раскопки пополняли музей новыми мозаичными картинами, которые были когда-то одним из предметов роскоши знатных семей. Они украшали полы и стены вилл и дворцов.

К слову сказать, Северная Африка, как называли Тунис римляне стала самым желанным местом, куда отправлялись жить богатые чиновники после отставки. Это была земля с прекрасным климатом, где можно было провести остаток праздной и спокойной жизни.

Итак, множество сотни тысяч кусочков в прекрасном сочетании передают нам сцены из жизни простых крестьян, богов или же самих хозяев дома.

С разных уголков страны свозились под своды бывшего дворца неповторимые шедевры античных мастеров, в то время как на опустевшее место клали копии.

Так будучи на экскурсии в городе Удна на вилле «Лабирея» можно увидеть всего лишь качественную копию в то время, как в музее храниться оригинал великолепной мозаики.

Пейзаж за пейзажем. Кажется, что их тут таких не счесть. Кто они? Эти люди существовали в реальном мире, или же их выдумал мастер? Они такие, как и мы со своими хлопотами, переживаниями. То они заняты сбором урожая, то они ловят рыбу или же охотятся, но нас разделяет одно только но. Мы менее кровожадные. Мы не посещали гладиаторские бои и не содрогались от радости из-за победы одного и смерти другого. Мы уже другие.

А вот ещё некоторые интересные экспонаты – головы императоров. Когда они уходили со сцены, то их просто отделяли от туловища и заменяли новой. Печальный конец.

Но вглядываясь в их каменные лица, вспоминаются строки:

«Их молчание — громкий крик».

(Марк Туллий Цицерон)

А вот мы подходим к символу музея – поэту Вергилию в окружении муз. Того самого, написавшего Энеиду, а потом перед смертью согласно завещанию её нужно было сжечь

«О, на что только ты не толкаешь алчные души людей, проклятая золота жажда!»

(Вергилий)

Как тонко подмечено о завоеваниях

Однако позвольте рассказать ещё об одной изюминке дворца.

Произошло это событие, когда последними хозяевами страны были французы, или деликатнее сказать, когда Тунис был под протекцией Франции.

Итак, уникальная находка имела место по близости города Махдии где затонул корабль ещё во времена римского правления.

Никто не знает, куда и откуда он шёл.

В то время за поиск и извлечения из воды находки взялся тогдашний директор музея «Бардо» французский археолог Альфред Мерлен.

Существуют предположение, что изысканные скульптуры, колонны, вазы и подсвечники предназначались для какого-то состоятельного патриция, который пожелал для украшения своего сада более утончённые работы, возможно из Рима, либо из другой какой-то провинции, но это вероятно всего лишь красивая легенда.

На самом деле никто не знает, как обстояли дела.

Если верить исследователям, то сам корабль не имел шансов сопротивляться даже незначительной буре, так как был уж сильно перегружен.

Извлечение скульптур со дна моря положили началу подводной археологии.

Мир не стоит на месте.

В нынешнее время Тунис посещают множество туристов. Каждый увозит из этой земли частичку этого мира, приятные воспоминания и сувениры.

Люди узнают что-то новое.

Получается тот же самый обмен знаниями, но только уже без кровопролития и войн.

Пусть же прошлое служит нам лишь ярким напоминанием того, что из него мы обязаны взять только уроки.

В заключении вспоминаются слова Катона, да-да, того самого, который сделал всё, чтобы окончательно разрушить Карфаген своим знаменитым кличем

«Пусть лучше люди спрашивают: «почему Катону нет памятника?», чем «почему Катону поставили памятник?»

Вопрос нужен ли он был ему вообще, тот памятник, когда не будучи автором ни одной мозаики в музее, ни скульптором, ни архитектором, не создав руками ничего смог сотворить себе имя одного из самых злосчастных ораторов античной истории.

В любом случае и это прошлое оставим за закрытыми дверями музея.

02.04.2016

Клидерман Отто

19:34
390