Современная живопись

У современной живописи сложился двойственный смысл. Во-первых, эталонные образцы общепризнанных живописных полотен зачастую не укладываются в понятия «нравится - не нравится». Ведь эти картины могут быть олицетворением как классической живописи, будь то работы Репина или Васнецова, так и авангардных направлений, таких как поп-арт Уорхолла или гиперреализм Геддеса.Но, с другой стороны, картины сейчас пишутся и используются просто как интерьерный декор, под цвет стен или дивана, что уничижает саму суть понятия «искусства».ХХ век стал переломным для всего понятия «живопись». Первая и вторая мировые войны показали, насколько старый мир изжил сам себя – люди устали от условностей и навязанных правил, а расцветавший бурными красками научно-технический прогресс подтолкнул европейский мир вперёд – к поиску новых путей и решений, как в жизни, так и в искусстве.Следствием глобальных политических, социальных и культурных потрясений ХХ века стало разделение искусства на два взаимоотрицающих лагеря – поборников реализма (или соцреализма) и борцов за свободу искусства и человека, которые пропагандировали авангардистские течения в живописи.В эти годы реализм стремился к повседневной натуралистичности, восхвалению образов простых людей. Зачастую имел культурные и национальные признаки. Яркими его примерами служит творчество художников Шилова и Яблонской.Что касается авангардизма, отечественное искусство до сих пор считается его оплотом, ведь супрематизм Малевича и абстракционизм Кандинского стали «знаменем» в руках их последователей-постмодернистов, которые дали толчок к появлению в современном искусстве различных новаторских течений. Таких как андеграунд, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм, инсталляция и многих-многих других, где живопись была уже неотделима от смежных видов искусства.Общими чертами авангардизма можно назвать отказ от принципов стандартного изображения, гипертрофированная новизна и отказ от обыденных форм. Понятие андеграунд («подпольная» культура) пришло из нелегальных выставок в метро, где картины носили реакционную бунтарскую направленность.Поп-арт (популярное искусство) стало следствием развития маркетинговых технологий с отторжением понятия идеала. Здесь, переливающаяся всеми возможными цветами Мэрилин Монро Уорхолла, делила выставочное пространство с его же Campbell’s Soup (банкой томатного соуса). Реклама стала антагонистом искусству и даже подменила его.Оп-арт (оптическое искусство) стало «поклоняться» технологическим и узко-чертёжным иллюзиям, придавая им статус искусства. Эффекты изменения пространства и извивающаяся чертёжная линия стали краеугольными элементами этого течения.В кинетическом искусство (приводящем в движение) живопись причудливым способом интегрировалась в различные непредвиденные сочетания с предметным миром с целью создания иллюзий движения и меняющейся реальности.Отдельно можно выделить, появившееся не так давно, направление Гиперреализм (фотореализм). Действительность представляется не просто реальной, а сверх реальной. И состоит из фотографически точных «кадров», как бы выхваченных из реальной жизни. Здесь полностью отрицается авторский подчерк как таковой. Для создания полной иллюзии фотографии живопись выполняется аэрозольными красками, чтобы полностью оторваться от «картинного эффекта» с его живописными мазками.
Фото