Литография. Завораживающее видео необычного искусства
Современная живопись
В 1960-х годах литография практически исчезла как вид искусства, но с недавних пор к ней всё чаще и чаще возвращаются. Адам Проктор снял видео с участием двоих художников-графиков, работающих в своей мастерской в Берлине.
Приглушённый звук валика; капли кислоты, ударяющиеся о камень; глухое эхо отдающее в мастерской от каждого передвижения камня. Данное видео, завораживающее своим размеренным темпом и минимальными звуковыми эффектами, открывает секрет техники, уходящей корнями на несколько сотен лет назад. Сара Дадли и Улли Кюхле – литографы, расписывающие камни слоями краски, вытравливающие азотной кислотой, раскатывающие чернила и печатающие на бескислотной бумаге из хлопчатобумажного сырья.
Они – практики нишевого вида искусства. Но, по словам Дадли, оно не исчезает. «В 1960-х годах был момент, когда во Франции и Германии было всего несколько печатников», — говорит она. Это привело к созданию в США института, который ежегодно выпускает новых мастеров-печатников. «Пока в мире есть некоторое количество литографов, пусть и незначительное, по сравнению с художниками или скульпторами, данный вид искусства далёк от угрозы исчезновения».
Дадли тяготела к литографии еще до того, как она начала этим заниматься. «Я любила работать с камнем», — говорит она. «Я была одержима от чувств, которые испытывала во время нанесения материалов, оставляющих следы на только что матированной поверхности».
Главный материал – это камень (lithosна древнегреческом языке). Художник творит при помощи специальных цветных мелков, карандашей и жидкостей (подобных акварельным краскам), которые содержат жир, перед использованием гравировочной смеси, которая фиксирует рисунок на камне посредством химической реакции. Процесс повторяется для каждого слоя краски.
Звучит сложно, но, по сути, основано на простой технике. «Три главных материала это камень, жир и вода, так как весь печатный процесс зависит от закономерности, что жир и вода не смешиваются», — говорит Дадли. «По большому счету, вы можете использовать любой маслянистый материал – один наш знакомый художник создавал литографии, используя масло. Отпечатки пальцев и тела с использованием вазелина также классно смотрятся».
Великое откровение Франсиско де Гойя
Художником, который изобрёл незаурядный подход к литографии, был Франсиско де Гойя. Один из его коллег, испанский художник Антонио де Бругада, так писал о неординарном методе работы Гойя: «Художник работал над литографией на своем мольберте, камень размещался как холст. Он держал цветные мелки, словно кисти и никогда их не натачивал. Он продолжал стоять, ходить взад-вперёд, перемещая взгляд с фрагмента на фрагмент, чтобы оценить результат».
«Он обычно покрывал весь камень однородной серой краской, а затем убирал скребком области, где должен быть свет; здесь голова, тело, там лошадь, бык. Затем в игру возвращался мелок: для усиления теней и расстановки акцентов, или чтобы выделить силуэты и придать им ощущение движения».
Это процесс нанесения слоев часто скрыт и от самого художника, ведь результат можно будет увидеть только в самом конце. Дадли говорит, что её любимая часть – это «момент, когда мы делаем первый отпечаток с камня, который содержит изображение последнего цвета в многоцветном изображении… вам до конца не ясно, как это будет выглядеть, пока вы не сделаете отпечаток. Так, вы наносите чернила на последний камень и кладете первый лист под пресс. Предвкушение увидеть первый оконченный отпечаток часто ощущается физически. Когда вы видите первое законченное изображение — это почти как момент «Эврика».