Выборы в Европарламент и кипрские политические сюжеты

Выборы в Европарламент и кипрские политические сюжеты

26 мая на Кипре пройдут прямые выборы в Европейский парламент. Киприоты, как и другие граждане ЕС, выберут 705 депутатов, которые будут представлять их интересы до 2024 года. Это будет юбилейная кампания: впервые европейцы избирали своих парламентариев ровно 40 лет назад, в июне 1979 года. Голоса граждан сейчас особенно важны, от них зависит легитимность европейских институтов ЕС и, без преувеличения, судьба демократии.

ДЕФИЦИТ ДЕМОКРАТИИ

Европейские элиты все дальше уходят от интересов собственного населения. Несмотря на впечатляющие затраты на информационную политику, ЕС – самый успешный интеграционный проект в истории человечества – теряет эмоциональную поддержку своих граждан. Все меньше из них верят в него, как в «сообщество единой судьбы», способное обеспечить дальнейший прогресс. Цивилизационные идеалы прошлого века уступили место приземленной прозе настоящего. Публичные дискуссии о Европе в последние годы вращаются по замкнутым орбитам тем экономического кризиса1, сепаратизма регионов, угроз всевозможных «экситов», а зачастую и откровенного шовинизма. Оглянитесь по сторонам или посмотрите последние политические новости. Когда мы в последний раз видели уличные выступления в поддержку Европейского Союза? Зато популисты всех мастей, требующие «народной демократии», «новых авторитетных лидеров» и отставки «антинародных правительств», выходят на улицы европейских городов каждые выходные.

Ценностному разрыву европейской бюрократии и населения в немалой степени способствуют сложная институциональная архитектура. Три основных органа ЕС – Европейская комиссия, Европейский Совет и Европарламент составляют так называемый «треугольник европейской власти». На бумаге, в Договорах о ЕС (последняя его версия называется «Лиссабонским», но не исключено, что мы увидим и будущие итерации), все прописано и пунктуально регламентировано. Еврокомиссия отвечает за все системные решения по Союзу как единому субъекту, она вносит предложения в Европейский совет и Парламент. Однако на практике этот процесс носит затяжной характер и не всегда приносит результат. Нагромождение институтов остается сложным для обычного обывательского восприятия. По данным социологических барометров, не менее трети европейцев безнадежно путаются в названиях и полномочиях таких институтов, как Европейский совет, Совет Европейского союза и Совет Европы (последний не имеет к ЕС никакого отношения). Современная Европа во многом оказалась заложником поэтапной системы управления, известной как «метод Жана Монне».

Знаменитый французский специалист по коньячному производству, а по совместительству влиятельнейший финансист и политик – главный архитектор европейской интеграции – в свое время выступал за неспешное строительство единой Европы, которое обеспечивали бы кулуарные дискуссии без активного участия национальных парламентов и населения. В послевоенное время, когда граждане были в основном заняты экономическим восстановлением, такой подход был отчасти оправдан. Но сегодня он безнадежно устарел. Намного проще была и идеологическая матрица европейских ценностей. В условиях холодной войны и советского присутствия в Восточной Европе определить «врага» и дополнительно согласовывать ценности не требовалось. С кем дружить и против кого – было предельно ясно. Современная нам Европа находится в активном поиске объединяющей идеи.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ КАК ПОСЛЕДНИЙ ШАНС НАРОДОВЛАСТИЯ

Лиссабонский договор (последняя редакция Договора о ЕС) попытался компенсировать дефицит демократии и предусмотрел механизм Европейской гражданской инициативы, позволяющий гражданам направлять в Еврокомиссию предложения в области законодательства. Однако его эффективность под большим вопросом. В частности, инициативу должны поддержать минимум 1 млн голосов граждан из четверти стран ЕС, им не могут пользоваться юридические лица и т.д. Первые прямые выборы в Европарламент прошли в 1979 году, и с тех пор они остаются единственным доказательством демократии на наднациональном уровне. Предыдущая кампания 2014 года пришлась на посткризисное время и принесла успех популистским партиям как правого, так и левого толка. Во многом это объяснялось серьезным финансовым надломом еврозоны и недовольством избирателей, особенно на периферии, жесткими мерами экономии, навязанными Брюсселем в союзе с международными финансовыми институтами. Но проблема в том, что Европарламент ограничен в своих полномочиях и не может решать принципиальные политические вопросы.

Например, многие авторитетные экономисты считают, что на общественные дебаты давно надо было вынести вопрос кардинального разделения ЕС на еврозону и остальные страны. Это принципиально важно с точки зрения экономической устойчивости и дальнейшего предотвращения кризисов. Другой пример – затянувшийся и крайне болезненный для обеих сторон Брексит, которого можно было избежать, если бы британские и европейские депутаты решали бы все противоречия на общеевропейской парламентской площадке. Для реанимации демократии необходимо расширять полномочия Европарламента, это своего рода шанс на выживание народовластия и сохранения Европы в ее нынешнем виде.



КИПРСКИЕ СЮЖЕТЫ

За месяц до выборов намечается определенная интрига. Девять политических партий выставили списки из шести кандидатов, которые будут включены в избирательные бюллетени. Две ведущие партии представили довольно пестрый состав – от лидера молодежного крыла (Панайотис Сентонас от ДИСИ) до турко-кипрского профессора политической экономии (Ниязы Кизилырек от АКЕЛ). Кстати, за места в Европарламенте намерено бороться и турко-кипрское движение Жасмин (Yasemin Haraketi), выступающее против военно-политической оккупации Турцией северных территорий и обеспокоенное бесконечным потоком турецких переселенцев, вытесняющих коренное население.

По данным последних соцопросов Прогрессивная партия трудового народа (АКЕЛ) сокращает разрыв (он уже менее 5%) с правящей президентской партией «Демократический сбор» ДИСИ. Бронзовые медали у Демократической партии (ДИКО). Здесь нет никаких сенсаций, эта триединая партийная конфигурация уже много лет задает тон в кипрской политике. Интереснее другое. За последние годы в ожесточенной борьбе за четвертое место между социал-демократами ЭДЕК и ультранационалистической партией ЭЛАМ чаша весов склоняется в пользу последней. Одно место в Европарламенте по итогам прошлых выборов – также важный козырь партии. Это важная политическая симптоматика, отражающая изменение общих настроений в обществе. Партия грамотно эксплуатирует негативные последствия миграционного кризиса и усиливающиеся симпатии к националистическим образам кипрской истории. Причем ЭЛАМ в финале предвыборной борьбы может отобрать голоса у политического истеблишмента. Соцопросы показывают, что порядка 5% электората ДИСИ может уйти под ультраправые знамена ЭЛАМ. С этой точки зрения показательна недавняя резонансная история в информационном пространстве. Депутат от ДИСИ Элени Ставру (одна из ключевых фигур в партии, входящая в список кандидатов в Европарламент) недвусмысленно высказалась в соцсетях в поддержку исторической идеи энозиса (союза с Грецией) и, соответственно, генерала Георгиоса Гриваса – весьма неоднозначной фигуры в политической истории. Кипр ждут интересные выборы, обещающие острую политическую борьбу. Их результаты будут оценены как важный пролог к парламентским выборам 2021 года. Исходя из последних опросов, можно предположить следующих претендентов на шесть мест Кипра в Европарламенте – два кресла займут депутаты от ДИСИ и АКЕЛ и по одному – от ДИКО и ЭЛАМ. Впрочем, в последний момент удача может улыбнуться и партии ЭДЕК. Совсем скоро у читателей будет возможность проверить точность прогноза.

Владимир ИЗОТОВ

НИУ ВШЭ (Москва)

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

08:53
308