Социальный капитал, или чем опасна неразборчивость в связях

Социальный капитал, или чем опасна неразборчивость в связях

Обширная сеть знакомств выполняет сегодня несколько функций. Помимо поиска сотрудников, клиентов, поставщиков и подрядчиков, в процессе нетворкинга1 мы понимаем, что происходит в экономике, видим проблемы и потребности в различных отраслях. Благодаря общению в бизнес-кругах рождаются новые идеи и решения, появляется возможность встретить новых друзей, расслабиться и переключиться, что важно для поддержания продуктивности. Понимание сути социального капитала и подход к его созданию стал более осознанным, обрёл стратегический характер.

Немного теории

Херминиа Ибарра и Марк Хантер в статье «Как Лидеры создают и используют сети» предложили разделить контакты на три группы или сети: Операционная, Личная и Стратегическая. В таблице ниже вкратце приведена методология и способ использования.

Не ждите быстрых результатов – связи как хорошее вино: чем старше – тем лучше, при бережном сохранении, конечно. Поэтому есть смысл отвлечься от гонки и переключить внимание на ту сеть контактов, что уже существует.

Топография и значение слабых связей

Графически сеть знакомств будет иметь вид, близкий к карте страны с городами, соединёнными магистралями и шоссе. При этом пространство не ограничено тремя плоскостями: можно представить любой срез – семья, друзья, бизнес в пределах индустрии, бизнес-среда на Кипре и т. д.

Выделю два момента. Связи внутри сообщества короче и более наполнены – это плюс. Но они примерно одинаковые для участников, а значит доступ к внутренним ресурсам у всех практически идентичный – это минус: шанс создания сверхординарного в таком сообществе ограничен.

Другое дело соседний «город». Ведущий туда канал дольше и не такой интенсивный, поэтому называется «слабой» связью. На практике эти слабые связи представляют интерес, потому что открывают доступ к новым ресурсам.

Скажи мне, кто твой друг

Качество нашей жизни определяется преимущественно двумя факторами: фокусом внимания и окружающими людьми. С первым более-менее всё понятно, но со вторым возможны вопросы. На нас оказывают влияние люди из близкого окружения, их взгляды на жизнь и ведение бизнеса, уровень образования, личные интересы и масштаб задач, с которыми они сталкиваются. Это следует учитывать при создании сети контактов.

Аудит социального капитала

Предлагаю сделать упражнение и проанализировать свои связи.

1. На первом листе бумаги выпишите всех, с кем общаетесь каждый день. Этот список состоит из 8–12 человек, что напрямую связано с устройством мозга.

2. На следующем листе: регулярные контакты два-три раза в неделю.

3. Третий список: раз в пару недель – месяц.

4. Четвёртый: те, кого вы слышите и видите редко.

С каждой категорией количество людей увеличивается, а сила связи «истончается».

Оцените каждый из списков на присутствие всех типов контактов (по методу Х. Ибарры – Операционные, Личные и Стратегические), а также качество и масштаб. Насколько сбалансирована ваша сеть? Насколько она отвечает вашим целям? Насколько помогает решать повседневные и стратегические задачи? Кого или чего не хватает? Может быть надо кого-то перевести поближе?

Прошу уделить особое внимание первой и последней категориям. Первая, как вы понимаете, оказывает наиболее сильное влияние. Последняя несёт потенциал, который, вероятно, открывает массу возможностей (те самые «слабые связи»).

После того, как вы определили, в каком направлении двигаться, предлагаю несколько подсказок.

Грамотное управление

При знакомствах постарайтесь понять, кто перед вами. Искреннее желание слушать и слышать ещё ни разу никого не подвело. Задавайте вопросы и получите результат, какого не ожидали.

Предложите посильную помощь. По возможности не профессиональную, а то останется осадок, что вы продаёте. Пусть это будет что-то, что не обяжет нового знакомого и не вызовет чувства неловкости.

Поддерживайте стабильную и регулярную связь со своими контактами. Даже при отсутствии личных встреч социальные сети сегодня существенно помогают нам обеспечить эффект присутствия и напомнить о себе.

Мы с тобой одной крови. Чтобы поддерживать редкий контакт с человеком из «другого города», вам необходимо иметь что-то общее. Этим общим становятся внутренние ценности. Прочные связи (как сильные, так и слабые) строятся на них. Люди словно разделяют стойкое чувство: этот человек «из моей стаи». Деньги – лишь одна из возможных ценностей. Другими могут быть свобода, здоровье, развитие, приключения – список бесконечен. Я приглашаю читателей задуматься: что важно для каждого из них. Этот вопрос непосредственно связан с советом «Будь собой», но мало кто разъясняет, как именно это применять.

Возможности на Кипре

Далее я предлагаю обзор имеющихся на Кипре опций. Одна из самых перспективных с точки зрения нетворкинга категорий – спорт.

Лыжи. В горах Троодос зимой открыты трассы различной сложности, поэтому выходные в сезон любители горных лыж проводят там. Трасс всего три, и вероятность проехать на подъёмнике с руководителем или владельцем бизнеса большая. Это ещё и хорошая возможность «освежить» старые связи.

Гольф. Здесь хочется сразу перейти к психологическому портрету спортсменов, которых отличают некая вальяжность, уравновешенность и фантастическое терпение. Это долгосрочная стратегия создания связей, где, как и в игре, нет быстрых результатов. На Кипре работают десять гольф-клубов, самыми популярными уже несколько лет остаются Aphrodite Hills, Minthis Hills и Elea.

Парусный спорт / яхтинг. На всем побережье, от Полиса до Айя-Напы, есть места аренды яхт, спортивные школы и любительские клубы. Проводятся обучающие курсы, устраиваются регаты. Отличная возможность провести время на воде, а также познакомиться с близкими по духу людьми.

Спорт-комплексы отелей. Ограниченное количество и достаточно высокая цена являются естественным барьером на вступление в клуб, где можно встретить представителей бизнес-элиты Кипра. Этот вид спорта (и общения) удобен ещё и тем, что в летнее время на территории многих отелей работают детские клубы. Семейное времяпрепровождение позволяет построить более тесные связи и задействует всех членов семьи.

Ещё одна важная для нетворкинга категория – хобби.

Галереи и выставки. На Кипре искусство любят, понимают и умеют им наслаждаться. На острове открыто огромное количество галерей, которые регулярно проводят выставки. Это прекрасная возможность и прикоснуться к прекрасному, и расширить диапазон контактов. Имейте в виду: если мероприятие организовано знакомым, то на Кипре считается хорошим тоном что-то приобрести.

Напитки: курсы и поездки. Несколько компаний проводят мастер-классы и курсы, посвящённые винам и виски. Это впоследствии помогает наслаждаться вкусом вин и использовать полученную информацию на других мероприятиях. Существует и так называемый «гастрономический туризм» по регионам Италии, Франции, Германии и Шотландии. Группа, которая собирается с Кипра, проводит вместе несколько дней, набираясь совместных впечатлений и наслаждаясь вкусами. Это тоже способствует установлению крепких связей.

На Кипре также есть множество клубов по интересам, например владельцев автомобилей Land Rover или мотоциклов Harley Davidson, которые регулярно устраивают клубные пробеги. Очевидные, но не менее полезные опции – это благотворительные организации и бизнес-ассоциации, которых на Кипре великое множество. Всё это отличные способы завязать знакомство, которое потом можно сознательно вырастить в полноценную двухстороннюю связь.

Юлия Ставру

Консультант по вопросам продуктивности

Аккредитованный ICF коуч

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

1 Англицизм от networking – полезные связи – социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи.

08:53
346