Пандемия заперла на судах тысячи российских моряков
Судовладельцы в условиях пандемии требуют унифицировать санитарные правила для экипажей. Карантин запер на борту кораблей десятки тысяч моряков по всему миру. Многие из них вышли в рейсы еще до начала распространения болезни. И теперь фактически оказались заложниками на собственных судах. Команды не первый месяц не могут сойти на берег, некоторым морякам требуется неотложная медицинская помощь. Среди пострадавших есть и россияне, которым сейчас стараются помочь наши дипломаты.
Пандемия заперла в море тысячи российских и не только российских моряков. Границы закрыты, авиасообщение парализовано, экипажам не сойти на берег, не смениться и не получить квалифицированную медицинскую помощь
Моряку дальнего плавания Алексею Кулибабе — 45 лет. У берегов Индонезии у него случился инсульт, далее все как в дурном сне: больному отказали в госпитализации, ссылаясь на карантинные меры в стране. Требования покинуть порт капитан игнорировал. Дмитрий Баклан сам делал моряку уколы и капельницы, пока не подошел спасательный катер.
«Это был очень сложный вопрос, но жизнь человека находилась в опасности, и он объединил многих людей. Мы работали по линии МИД, по линии международных организаций, по линии Международной морской организации и морских властей», - говорит замминистра транспорта РФ Юрий Цветков.
Сейчас Алексей в индонезийской больнице приходит в себя после операции.
В шанхайском госпитале лежит другой моряк с абсцессом, который образовался из-за простого флюса.
«Я почувствовал очень сильную зубную боль, у меня воспалились десны, поднялась температура, физическое состояние резко ухудшилось», — рассказывает член экипажа BBC ST. PETERSBURG Денис.
Из-за карантинных мер Дениса удалось положить в больницу только через несколько дней. За это время опухоль увеличилась настолько, что проведение операции стало невозможным. Теперь ему будут ставить капельницы и ждать, пока отек спадет.
«Только за последние 3 недели у нас порядка десятка случаев, когда заболевшие, травмированные моряки если и получают помощь, то получают с огромным трудом», — делится Российского профессионального союза моряков Юрий Сухоруков.
Единственная в мире Служба радиомедицинских консультаций для моряков на русском языке располагается на базе клиники СПбГУ. В связи с пандемией — вал звонков. Но никто не болен коронавирусом, основная причина обращений — психосоматика.
«Когда человек не знает, что будет дальше, не может поступить так, как он хочет, все его планы жизненные радикальным образом изменились, он начинает нервничать, переживать. Обостряются хронические болезни», — говорит доктор медицинских наук, профессор Константин Логунов.
Один экипаж ушел в море еще в декабре на три месяца, в итоге рейс затянулся почти на полгода, а по прибытии в порт Мурманска областной Роспотребнадзор выдал предписание о карантине еще 14 дней на борту судна. Моряков с нетерпением ждут дома.
В порту Ванино ситуация обратная: там не пускают на борт сменные экипажи, несмотря на наличие справок об отрицательных тестах. Роспотребнадзор настаивает на двухнедельном карантине перед выходом в рейс. Фактически моряков приравнивают к вахтовикам.
«Непроведение своевременного лабораторного обследования создает реальный риск заноса инфекции на судно и обуславливает невозможность в дальнейшем оказания квалифицированной медпомощи в тот период, когда судно находится в море», объясняет начальник отдела эпидемиологического надзора управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Татьяна Каравянская.
Из-за потери времени урон наносится многим отраслям, зависящим от морских перевозок. В частности, суда Совкомфлота обслуживают важнейшие нефтяные и газовые проекты.
«Региональные власти на местах выделяют доптребования, которые зачастую не совпадают с требованиями, которые предписаны органами центральной власти и Роспотребнадзора. Такие действия, как в Ванино, приводят к незапланированным задержкам со сменами экипажей», — говорит генеральный директор компании СКФ «Арктика» Юрий Малышев.
Судовладельцы призывают унифицировать санитарные правила по всей стране и не только: создать систему зеленых коридоров, чтобы моряки имели возможность смениться. Пока в России пандемия принесла позитивные плоды лишь одному Мурманскому порту, здесь на четверть по сравнению с прошлым годом вырос грузооборот. Промысловики, которые обычно везли рыбу в Норвегию, из-за закрытых границ выгружают свой улов в России.