Бизнес на беженцах и кровавые тюрьмы: как живет Идлиб при террористах ХТШ
Федеральное агентство новостей негативно относится к идеологии экстремистских организаций. Данный текст не является пропагандой экстремизма и носит исключительно информационный характер.
Ситуация в сирийской провинции Идлиб, где продолжают хозяйничать боевики незаконных вооруженных формирований, остается крайне нестабильной. Террористы из запрещенной в РФ группировки «Хайят Тахрир аш-Шам»*, помимо подготовки новых провокаций против Сирийской Арабской Армии (САА), занимаются рэкетом и нелегальным бизнесом на оккупированных территориях. Тех же, кто не согласен играть по правилам террористов, запирают в тюрьмах ХТШ, где подвергают физическим пыткам и психологическому воздействию.
О том, как живет провинция Идлиб под властью террористов, как устроен бизнес на переходе беженцев через границу с Турцией и как боевики угнетают мирное население региона в тюрьмах, разъясняет руководитель военно-политического Telegram-канала Astra Militarum Комиссар Яррик.
Оперативная обстановка в провинции Идлиб
Последние сообщения из Сирии показывают, что в Идлибской зоне деэскалации, контролируемой протурецкими боевиками «умеренной оппозиции» и радикальными джихадистами, снова точат ножи. Как заявил на днях заместитель руководителя российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии (ЦПВС) Александр Гринкевич, боевики готовятся к нападению на мирных жителей в Идлибе с использованием беспилотников.
«В российский Центр по примирению враждующих сторон поступили новые сведения о планах террористических группировок обвинить сирийские правительственные силы и ВКС России в нанесении артиллерийских и авиационных ударов по населенным пунктам, находящимся на подконтрольной незаконным вооруженным формированиям территории в Идлибской зоне деэскалации», — сообщил замглавы ЦПВС.
Кроме того, в Минобороны РФ сообщают, что сирийские боевики готовят провокацию против расквартированных в Идлибе турецких войск, чтобы потом обвинить в ней сирийских военных. Планируется данная провокация с целью инициировать военные действия Турции против Сирии и тем самым столкнуть лбами Москву и Анкару.
«По имеющейся информации, боевики террористических организаций планируют осуществить обстрел в районе населенного пункта Тедиль провинции Идлиб с применением минометов и реактивных систем залпового огня, — сообщил Александр Гринкевич. — Видеозапись последствий обстрела террористы намерены разместить на своих ресурсах в Интернете с целью обвинения сирийских правительственных сил в нанесении ударов по позициям турецких войск.
Обострение обстановки в провинции Идлиб показывает, что турецкие войска не в состоянии справиться с боевиками, несмотря на договоренности с Россией, заключенные в марте 2020 года. Но нужно понимать: за 5 лет террористического ига Идлиб превратился в центр нелегального бизнеса, в котором всех несогласных с политикой группировок могут замучить до смерти.
Бизнес на беженцах
На днях оппозиционный портал Diyaruna опубликовал информацию о том, каким бизнесом занимаются боевики «Хайят Тахрир аш-Шам» в провинции Идлиб. Согласно полученным данным, члены ХТШ получают 250 000 долларов в месяц, занимаясь перевозкой мирных жителей из Идлиба.
По словам местных активистов, группировка собирает деньги у гражданских, беженцев и временно перемещенных лиц, желающих перейти границу с Турцией, а также у контрабандистов, которые действуют на оккупированных территориях. Посредники, связанные с ХТШ, собирают желающих выехать за пределы Идлиба и перемещают их на окраину провинции, где собирают с них деньги. Затем сумма заносится на блокпост, контролируемый группировкой, для «уплаты пошлины». Как сообщил активист Хайсам аль-Идлиби, такая «пограничная служба» террористов собирает «от 50 до 100 долларов с человека» — при этом главарь группы перебежчиков чаще всего является членом «Хайят Тахрир аш-Шам» или имеет тесные отношения с одним из эмиров группировки.
«Все полностью учитывается и контролируется ХТШ — особенно обеспечение безопасности маршрута внутри сирийской территории, жилье и еда в домах возле границы до тех пор, пока не наступит подходящее время для перехода», — сообщил активист.
По информации СМИ, «Хайят Тахрир аш-Шам» установила три фиксированных контрольно-пропускных пункта на основных маршрутах перевозки и контрабанды — Диррийя, Аль-Фауз и Аллани. На всех этих пунктах, либо в их районах, согласно данным сервиса Wikimapia.org, некогда располагались лагеря для временно перемещенных лиц — и не исключено, что именно их используют боевики ХТШ для расселения перебежчиков в ожидании «зеленого света» на границе.
«Любой, кто пытается провести операцию по перевозке, не сообщая об этом «Тахрир аш-Шам», будет вынужден использовать обходной маршрут, который занимает шесть часов. Если его поймают, он будет оштрафован на 10 000 долларов», — заявил источник портала, добавив при этом, что в случае малейшей опасности нелегальные перевозчики обычно бросают мирных жителей на границе и бегут.
Контрабандисты также принуждают мирных жителей платить более высокую плату за «гарантированный» переход границы. Плата за перевозку колеблется от 400 до 1500 долларов, не считая платы за проживание у границы и за содержание «пограничников» — то есть боевиков «Хайят Тахрир аш-Шам».
По информации другого сирийского оппозиционного активиста Мохаммеда аль-Бейка, группировка также монополизировала нелегальную перевозку товаров из Турции в оккупированные районы Сирии. В частности, боевики ХТШ курируют ввоз топлива в Идлиб и постоянно повышают на него цены, а также сами формируют сумму «налогов» и взяток боевикам. Любопытная деталь: взяточничество в Идлибе обычно маскируется под видом закята — обязательного налога мусульман на религиозные нужды.
«Группировка официально добавила к своему источнику дохода перевозку гражданских лиц, которые хотят покинуть Идлиб из-за низкой безопасности и плохой экономической ситуации, — сообщил аль-Бейк. — Финансовые ресурсы «Тахрир аш-Шам» значительно сократились в последние месяцы, поэтому они начал искать новые источники дохода».
Тюрьмы ХТШ в Идлибе
Оборотная сторона владычества ХТШ в Идлибе — это участившиеся притеснения и репрессии, как среди мирных жителей, так и боевиков других группировок так называемой «умеренной оппозиции». Так, оппозиционный ресурс Syria Untold выпустил материал сирийского активиста Ахмада Убейда, в котором подробно рассказывается о тюрьмах «Хайят Тахрир аш-Шам» в Идлибе, в которых содержатся провинившиеся (с точки зрения террористов) гражданские, боевики иных взглядов и военнослужащие правительственных сил.
Ключевым центром «пенитенциарной системы» ХТШ стала центральная тюрьма Идлиба, расположенная на северной окраине города. Он находился под контролем сирийского правительства до того, как оппозиционные группировки захватили его в конце января 2013 года. А в конце 2017 года учреждение было захвачено террористами «Джебхат ан-Нусры»*, которые превратили его в собственный центр наказаний.
Кроме того, под контролем ХТШ в Идлибе находится несколько крупных «исправительных учреждений». В их числе — описанная в материале Syria Untold тюрьма Аль-Окаб, расположенная в районе горного хребта Джебель аз-Завия, частично построенная в пещере и на территории 11 птицефабрик. Эта тюрьма содержит в себе до нескольких сотен заключенных, которые находятся в условиях, практически несовместимых с жизнью.
Свидетельства, полученные порталом Syria Untold от бывших заключенных Аль-Окаба, рисуют картину массового нарушения прав человека со стороны «Хайят Тахрир аш-Шам». К примеру, в тюрьме практически нет вентиляционных отверстий, а любые окна в тюремных камерах слишком малы, чтобы обеспечивать хороший приток воздуха. По сообщениям источников, к концу первой недели пребывания в тюрьме новые заключенные начинают страдать кожными и дыхательными заболеваниями.
Кроме того, заключенных в Аль-Окабе подвергают разнообразным пыткам. Каждый день узников тюрьмы могут мучить по два часа ударами током или избиениями. Вершиной изощренной системы пыток боевиков стал так называемый «железный гроб» — ящик, собранный из подвижных металлических пластин, сдавливающих человека при повороте рулевого колеса. По воспоминаниям бывших заключенных, эта пытка считалась самой суровой: надзиратели использовали этот метод, чтобы заставить жертв признаться в любом количестве преступлений или наказать их за нарушение тюремных правил.
Количество замученных до смерти арестантов в тюрьмах ХТШ растет с каждым годом. Согласно отчету прозападной «Сирийской сети по правам человека» (SNHR), с 2012 по 2019 годы «Джебхат ан-Нусра» и впоследствии «Хайят Тахрир аш-Шам» арестовали более 2000 человек. Среди арестованных было 23 ребенка и 59 женщин. Большинство задержанных пропали без вести, что признают даже ангажированные западные источники: более того, задокументировано, что 24 человека погибли под пытками, 38 человек были казнены.
Клубок противоречий
Появление такого количества обличающих свидетельств о нелегальной деятельности «Хайят Тахрир аш-Шам» в Идлибе именно сейчас не является случайным. За последние несколько лет альянс террористических группировок, собранный вокруг «Джебхат ан-Нусры», фактически стал основной руководящей и направляющей силой на территориях, неподконтрольных сирийскому правительству.
Естественно, такой расклад не нравится конкурентам ХТШ по региону — в частности, группировкам протурецких боевиков, входящих в альянсы «Сирийская национальная армия» (СНА) и «Национальный фронт освобождения» («Аль-Джабхат аль-Вотания лит-Тахрир»). Однако военную и политическую силу ХТШ в Идлибе этим фракциям не удается подточить, в результате чего начинается своеобразная «война компроматов» между группировками.
С другой стороны, уже сейчас мы наблюдаем, как «Хайят Тахрир аш-Шам» постепенно подминает конкурентов по Идлибу. На днях стало известно о том, что главари ХТШ потребовали от протурецкой группировки «Ахрар аш-Шам» сложить оружие и принести присягу верности новому командованию во главе с Хасаном Суфаном.
Тот факт, что боевики «Хайят Тахрир аш-Шам» самовольно приказывают одной из протурецких фракций сдаться и подчиниться назначенному извне руководству, говорит о серьезных проблемах Анкары, которой не в силу удержать террористов от дестабилизации обстановки. А значит, в самое ближайшее время Идлибская зона деэскалации может снова стать ареной кровопролитных столкновений — как междоусобных, так и против сирийских правительственных сил.