Мэрия Москвы хочет собрать подробное "цифровое досье" горожан, чтобы оценивать их "лояльность"

Мэрия Москвы хочет собрать подробное "цифровое досье" горожан, чтобы оценивать их "лояльность"

Столичная мэрия заказала разработку системы, которая будет собирать детальный «цифровой профиль» пользователей всех городских услуг и сможет изучать активность москвичей в отдельно взятых районах и на «городских объектах». Об этом сообщает издание «Открытые медиа» со ссылкой на данные сайта госзакупок.

Из материалов следует, что профиль каждого пользователя будет содержать сведения о различных задолженностях и штрафах, информацию о проездном документе и социальной карте. Эту информацию алгоритмы смогут сопоставлять с данными о подключении устройств пользователей к общественным точкам Wi-Fi и геолокационными данными от операторов связи. Анализ позволит отслеживать соблюдение «территориальных запретов» и «медицинские нарушения», а также учитывать данные соцопросов в разрезе отдельных районов города. Также система позволит отслеживать «лояльность» и участие пользователей в различных событиях. Значение термина «лояльность» в контексте закупки в документах не приводится.

Закупку Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ) объявил 20 ноября. В материалах уточняется, что речь идет о развитии «информационной системы мониторинга и анализа интернет-активности», («ИС СТАТС»), в 2020-21 годах. Заявленная начальная цена контракта составляет 280 млн рублей.

Разработка системы СТАТС началась в 2017 году, и с тех пор на нее потратили 150 млн рублей. Система уже позволяет собирать различные данные и составлять профили пользователей, учитывая их пол, возраст, уровень дохода и связи с другими пользователями. Так, система может объединить в группу членов семьи, а также идентифицировать пользователей по цифровому отпечатку. В документах свежей закупки говорится, что в системе должны появиться «инструменты непрерывного мониторинга активности пользователей на территориях и объектах города Москвы». Обновленная система должна поддерживать разработку «профилей активности по направлениям деятельности», «оперативное выявление возникающих трендов», «получение детальной аналитики и интегральных показателей по различным сферам деятельности пользователей» и «возможность оперативного реагирования на изменения ситуации в городе».

В документах подчеркивается, что собираемые данные будут носить обезличенный характер — они будут привязаны к идентификаторам профилей, которые не позволяют определить имя пользователя.

Пользователями системы являются сотрудники аппарата мэрии Москвы. После модернизации они смогут выбирать и сегментировать данные по группам и категориям граждан, типам обращений, а также «признакам степени лояльности». Им также будет доступна панель с картой города и всеми доступными данными с возможностью масштабирования и отображения данных вокруг отдельного городского объекта или района.

«Это единая система слежки за москвичами, централизация всех данных о нас», — прокомментировал закупку технический директор организации «Роскомсвобода» Станислав Шакиров. По его словам, власти будут пытаться строить цифровой профиль граждан «вплоть до того, у кого какая домашняя станция, рабочая станция, как часто заходим в метро, где часто бываем, в какие бары ходим и так далее». С одной стороны, на основе этих данных власти смогут эффективнее проектировать городскую инфраструктуру, однако в систему заложены и механизмы слежки за горожанами.

«Я почти уверен, что информация в этой системе будет персонализирована вплоть до каждого гражданина, и, скорее всего, это можно будет в какой-то момент купить на чёрном рынке, как сейчас можно купить информацию с камер видеонаблюдения с автоматическим распознаванием лиц», — заявил Шакиров.

В свою очередь директор Центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев, затруднился представить конкретные сценарии использования такой системы по описанию в документах. основе закупочных материалов сложно. «Но, если будет можно что-то из этой системы извлечь, это будет делаться в ситуации, когда к этому будет политическая или иная необходимость. Подход такой: мы хотим собрать все, что можно, и иметь возможность оттуда выдергивать в нужный момент, что нам понадобится», — отметил он.

Напомним, что в Китае уже несколько лет действует система «социального рейтинга», которая следит за гражданами и оценивает их поведение. Лицам с низким рейтингом могут отказывать в предоставлении различных услуг.

10:39
192