Мэрия Москвы хочет собрать подробное "цифровое досье" горожан, чтобы оценивать их "лояльность"
Столичная мэрия заказала разработку системы, которая будет собирать детальный «цифровой профиль» пользователей всех городских услуг и сможет изучать активность москвичей в отдельно взятых районах и на «городских объектах». Об этом сообщает издание «Открытые медиа» со ссылкой на данные сайта госзакупок.
Из материалов следует, что профиль каждого пользователя будет содержать сведения о различных задолженностях и штрафах, информацию о проездном документе и социальной карте. Эту информацию алгоритмы смогут сопоставлять с данными о подключении устройств пользователей к общественным точкам Wi-Fi и геолокационными данными от операторов связи. Анализ позволит отслеживать соблюдение «территориальных запретов» и «медицинские нарушения», а также учитывать данные соцопросов в разрезе отдельных районов города. Также система позволит отслеживать «лояльность» и участие пользователей в различных событиях. Значение термина «лояльность» в контексте закупки в документах не приводится.
Закупку Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ) объявил 20 ноября. В материалах уточняется, что речь идет о развитии «информационной системы мониторинга и анализа интернет-активности», («ИС СТАТС»), в 2020-21 годах. Заявленная начальная цена контракта составляет 280 млн рублей.
Разработка системы СТАТС началась в 2017 году, и с тех пор на нее потратили 150 млн рублей. Система уже позволяет собирать различные данные и составлять профили пользователей, учитывая их пол, возраст, уровень дохода и связи с другими пользователями. Так, система может объединить в группу членов семьи, а также идентифицировать пользователей по цифровому отпечатку. В документах свежей закупки говорится, что в системе должны появиться «инструменты непрерывного мониторинга активности пользователей на территориях и объектах города Москвы». Обновленная система должна поддерживать разработку «профилей активности по направлениям деятельности», «оперативное выявление возникающих трендов», «получение детальной аналитики и интегральных показателей по различным сферам деятельности пользователей» и «возможность оперативного реагирования на изменения ситуации в городе».
В документах подчеркивается, что собираемые данные будут носить обезличенный характер — они будут привязаны к идентификаторам профилей, которые не позволяют определить имя пользователя.
Пользователями системы являются сотрудники аппарата мэрии Москвы. После модернизации они смогут выбирать и сегментировать данные по группам и категориям граждан, типам обращений, а также «признакам степени лояльности». Им также будет доступна панель с картой города и всеми доступными данными с возможностью масштабирования и отображения данных вокруг отдельного городского объекта или района.
«Это единая система слежки за москвичами, централизация всех данных о нас», — прокомментировал закупку технический директор организации «Роскомсвобода» Станислав Шакиров. По его словам, власти будут пытаться строить цифровой профиль граждан «вплоть до того, у кого какая домашняя станция, рабочая станция, как часто заходим в метро, где часто бываем, в какие бары ходим и так далее». С одной стороны, на основе этих данных власти смогут эффективнее проектировать городскую инфраструктуру, однако в систему заложены и механизмы слежки за горожанами.
«Я почти уверен, что информация в этой системе будет персонализирована вплоть до каждого гражданина, и, скорее всего, это можно будет в какой-то момент купить на чёрном рынке, как сейчас можно купить информацию с камер видеонаблюдения с автоматическим распознаванием лиц», — заявил Шакиров.
В свою очередь директор Центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев, затруднился представить конкретные сценарии использования такой системы по описанию в документах. основе закупочных материалов сложно. «Но, если будет можно что-то из этой системы извлечь, это будет делаться в ситуации, когда к этому будет политическая или иная необходимость. Подход такой: мы хотим собрать все, что можно, и иметь возможность оттуда выдергивать в нужный момент, что нам понадобится», — отметил он.
Напомним, что в Китае уже несколько лет действует система «социального рейтинга», которая следит за гражданами и оценивает их поведение. Лицам с низким рейтингом могут отказывать в предоставлении различных услуг.