Подтверждений отсечения головы Николая II нет
«Вести в субботу» вновь возвращаются к теме опознания останков последней царской семьи. Почему? За то время, что прошло с конференции по царским останкам в Сретенском монастыре в Москве, новостей все прибавляется. Так, канцелярия Российского Императорского Дома заявила, что не отрицает подлинность «екатеринбургских останков», но в то же время призывает «разрешить все сомнения в ходе комплексных экспертиз. Между тем, если кто и сомневался, то Русская Православная Церковь. А в ее Синодальном отделе по взаимоотношениям с обществом заявили, что в этот раз следствие идет прозрачно и беспристрастно. Так, что же становится прозрачнее и понятнее теперь? Почему у нас, погрузившихся в эту тему, возникли дополнительные вопросы?
В Санкт-Петербурге, в Петропавловской крепости, идет работа по опознанию покоящихся здесь с 90-х годов екатеринбургских останков (так царская семья это или нет?) и останков тех, кто был на задворках этой крепости расстрелян. На пустыре на противоположной от Невы стороне, на берегу Кронверкского пролива, и начнем рассказ.
Петропавловский собор, где покоятся члены царской семьи, начиная с дочерей Петра Первого. Но еще где-то здесь (они до сих пор не найдены) покоятся четыре великих князя, расстрелянных после революции. Также здесь сначала в 1987 году, а потом в 2009-м были найдены еще 190 человек, расстрелянных во время „красного террора“. А ведь это ровно тот период, когда была расстреляна на Урале и царская семья.
При изучении найденных здесь останков пулевые отверстия обнаружил в затылочной части черепов. Были найдены фрагменты одежды, личные вещи, и они таковы, что сомнений нет: этих людей расстреляли в 1917-1920 годах. Сейчас здесь опять тишина.
Ирина Карпенко — ученый секретарь Музея истории Петербурга. Она объясняет, что быстро идентифицировать удалось только
Александра Николаевича Рыкова. Герой обороны Порт-Артура, он еще в русско-японскую войну потерял ногу. Среди найденных скелетов один был без ноги. А имя Рыкова значилось в расстрельном списке, опубликованном в газете „Петроградская правда“ от 20 декабря 1918-го. Впрочем, в той газете говорилось, что расстрелян он был вообще в Петрограде. Кто же еще был захоронен именно в Петропавловской крепости?
— Сколько людей из этих 190 вы смогли идентифицировать?
— Только 16 человек. Нам не с чем сравнивать, — рассказывает Ирина Карпенко.
В случае с уничтожением царской семьи сравнивать есть что. Но если точные дата и место расстрела никогда сомнений не вызывали, то куда потом делись тела, спорят уже почти целый век. Так те ли, кто был расстрелян, были потом найдены в Поросенковом логу? Чего не хватает криминалистам?
Например, известно, что последний царь любил фотографирование. Найденный в Поросенковом логу „череп номер 4“, приписываемый Николаю II, — с той же асимметрией подбородочного бугра, что даже неспециалисту заметна на фотографиях юного Николая, когда он еще не носил бороды. Но даже в Интернете можно найти, как считается, рентгеновский снимок кисти императрицы Александры Федоровны.
Перенесемся внутрь Петропавловской крепости, в Петропавловский собор, где в Екатерининском приделе с 90-х покоятся так до сих пор и не признанные „екатеринбургские останки“ последних царственных Романовых. Здесь встречаемся с экспертом Вячеславом Поповым, председателем Судебно-медицинской ассоциации Северо-Запада России, которого одинаково ценят и следствие, и Церковь. Вот что он говорит о рентгене: „Снимка Николая Второго, хотя известно, что он тоже делал, я не видел“.
— Можно было бы сравнить рентгеновский снимок с останками?
— К сожалению, что касается Александры Федоровны (это „останки номер 7“), то мы не можем воспользоваться этим рентгеновским снимком, потому что нет мелких костей кистей на этом седьмом скелете. А скелет номер 4 имеет эти косточки. И если сделан снимок кисти и запястья и мы найдем его, то сможем посмотреть структуру, а она у всех разная, — пояснил Попов
Из дела колчаковского следователя Соколова, известно еще одно фото: отрубленный палец, найденный в Ганиной Яме. Отрубили, наверное, для того, чтобы снять кольцо? Не императрицы ли был тот палец?
А вот еще раз рентген, как считается кисти императрицы. Ювелирные украшения. Это объясняет, почему в захоронении в Порсенковом логу кисть скелета номер семь была раздроблена. Но, с другой стороны, кроме отрезанного пальца в Ганиной Яме, куда убитых привезли сразу после расстрела, никаких других частей тел не найдено. Более того, найденные там в 90-е кости, на недавней московской конференции однозначно определены как кости не людей, а животных.
Посему вернемся в Петропавловскую крепость, но опять в ту часть, где нашли захоронения жертв „красного террора“.
»Очень сложно работать с этими материалами, потому что, кроме биологических данных, то есть пола, возраста, приблизительного роста, какие-то особенностей, того, что связано со стоматологией, количеством пломб, например, у нас практически нет", — отметила Ирина Карпенко.
А вот в случае с останками из вскрытого в 90-е захоронения в Поросенковом логу стоматологические данные есть. Как их проанализировать? У женщин, обнаруженных в Поросенковом логу, — «изысканная» стоматология. У черепа номер семь коронки и штифты — из платины.
«Более того, там поставлены фарфоровые коронки на такие зубы, которые вообще не видны даже при самой широкой улыбке. Они поставлены на коренных зубах», — пояснил Вячеслав Попов.
«Вот такой вопрос. То, что вы говорили о высоком уровне оказания стоматологической помощи, — из этого можно сделать предположение, что это были люди материально обеспеченные. А вот насколько такой уровень оказания стоматологической помощи был тогда доступен для богатых людей? В Екатеринбурге жили купцы. Или это уникальный образец оказания медицинской помощи стоматологической для того времени? Хотелось бы знать», — поинтересовался Патриарх Кирилл в ходе недавней конференции у специалистов.
«Ваше Святейшество, такая вероятность есть. Но качество, особенно у останков черепа номер семь, крайне высокое и нераспространенное в те времена», — сказал Владимир Трезубов, стоматолог-ортопед, профессор, доктор медицинских наук.
Но в плане стоматологии есть и противоречия. У царя, может, и была та самая «асимметрия подбородка», но почему же у черепа, который приписывают Николаю II, нет залеченных зубов? По этому вопросу пока — только версии.
«Высказывалась такая идея, что он был настоящим русским мужиком. Когда у него болели зубы, он не ходил лечиться. Он дожидался, когда совсем дойдет до того, что совершенно будем невмоготу, выпивал 100 грамм водки, и ему вырывали этот зуб», — сказал Вячеслав Попов.
— А удаленные зубы есть?
— Там не то что удаленные — там давно удаленные зубы, — рассказал Попов.
— Это важно?
— Да, потому что уже зажили все лунки прижизненные.
Но в этой истории действительно много слоев, в том числе и политических.
Заглянем в подмосковные Горки, куда после реконструкции Московского Кремля была вывезена обстановка квартиры и кабинета Ленина. Рядом с кабинетом Ленина — зал заседаний Совета народных комиссаров. Кресло его председателя Ульянова-Ленина. Дальше — стол заседаний.
Ленинский Совнарком сообщение Совета в Екатеринбурге о расстреле царской семьи лишь «принимает к сведению». Но был ведь еще один орган — Центральный исполнительный комитет во главе со Свердловым. Этот комитет назвал «правильным» решение екатеринбуржцев о расстреле царской семьи. Но была ли предварительная санкция со стороны центральной власти на расстрел? Об этом споры будут продолжаться возможно вечно. Однако согласимся, что они не имеют никакого отношения к теме идентификации.
«Общее ощущение такое — да мы и раньше говорили – что это вполне могли быть Романовы, последний император, его семья и приближенные люди. Вполне. Но доказательств убедительных, объективных, конечно, не было. И это рождало разные версии, допустим, уничтожение при помощи серной кислоты, огня, отделение головы», — рассказал Вячеслав Попов.
Дискуссия по этой теме продолжается на портале «Православие.ру». Последняя публикация аргументированно подвергает сомнению вообще все версии об отсечении головы Николая II. Но на все той же московской конференции все тот же профессор Попов опровергал теорию об отсечении голов.
«Что касается схемы отсечения, она, на мой взгляд, большее экспертное значение имеет, нежели просто то, что мы осматривали эти шейные позвонки. Когда извлекали косточки из глиняной почвы, хотя это все делалось варварски, лопатами, это было ужасно, конечно. Тем не менее даже в этих условиях местоположение каждой косточки было зафиксировано в системе координат. Останки номер 4 представляли собой полный скелет с черепом, с шейными позвонками и со всеми остальными костями скелета. Кто же тогда отделял голову?» – задается вопросом Попов.
— В Екатерининском пределе такой же единый скелет?
— В Екатерининском пределе, конечно, это так не лежит. Если мы достанем гроб с останками, откроем крышечку и посмотрим, что там, то внутри — череп. Он уже воском зафиксирован, нижняя челюсть зафиксирована, что вообще делать не нужно было. Ну, никто не знал, что второй раз придется ко всему этому возвращаться, и лежит этот череп. А дальше более или менее правильно разложены все эти косточки. Шейные позвонки были перепутаны частично. Мы с этим разобрались. И тщательно, под лупой, под бинокулярным стереомикроскопом внимательно рассмотрели их со всех сторон и не нашли там следов никаких, — отметил Попов.
— То есть версия о том, что голова отсечена, несостоятельна?
— Нет никаких оснований, нет ничего, за что можно было бы зацепиться.
Следствие продолжается. Прогресс, как видим, есть.
«Каким я вижу сегодня предназначение нашей группы экспертов? Генетики, я очень надеюсь, скажут свое веское слово и дадут некий определенный ответ. Говорят, на каждый роток не набросишь платок, но нам надо набрасывать, мы вынуждены это делать. Буквально каждое, даже самое маленькое, сомнение мы должны не оставить без внимания», — считает Вячеслав Попов.
Кому пробить мою фирменную двоечку?