Сеул: почти идеальный советский город
После владивостокского ужаса даже Саратов покажется неплохим городом, Сеул же казался почти раем. Но эйфория прошла довольно быстро, оказалось достаточно походить по городу несколько дней и сравнить старое с новым. Сейчас Сеул активно урбанизируется и разрастается, старые районы с кривыми улицами и непонятными домами сносятся, а им на смену приходят огромные проспекты и одинаковые многоэтажки.
Эта ситуация напомнила мне ролики и планы советских градостроителей второй половины прошлого века — всё снесём и на ровном месте построим идеальный город будущего. Возможно, у сеульских планировщиков даже висит Генплан Москвы 1971 года для вдохновения. При этом нельзя не отметить, что ряд проблем здесь смогли решить куда лучше, чем у нас.
Это старый Сеул:
Кривые улицы, отсутствие тротуаров и зелени, непонятные дома без дворов, паутины проводов и всё такое:
Каждый дом уникален, люди живут плотно, но знают своих соседей, всё в шаговой доступности:
Где-то районы чисто спальные, где-то кипит жизнь:
Улицы не разделяют для пешеходов и автомобилей — все уживаются вместе. Здесь улицы остались такими же, какими были лет сто назад, просто вместо карет — машины. Сейчас многие города мира специально делают у себя подобное.
Про регламенты на вывески здесь не слышали. С другой стороны, спасать архитектуры смысла нет — это простые коробки.
Здесь полная солянка из разных людей, бизнеса, жилья, машин и мопедов, но все уживаются и получается порядок из хауса со своей экосистемой функционирования.
По версии многих градостроителей и чиновников, это всё нужно спасать. Спасать через снос.
Появляются широченные проспекты для машин:
Людей не загоняют массово под землю или на третий этаж для перехода улицы. Внеуличные переходы есть, но они почти всегда дублируются зеброй. За это Сеулу пять с плюсом:
Но остаётся проблема долгого ожидания зелёного: переход и проезд огромной улицы физически занимает много времени, поэтому приходится ждать более минуты. Здесь даже ставят зонтики, чтобы люди не перегрелись на солнце:
Это в глупой Европе поняли, что большие улицы приносят больше вреда: провоцируют езду на машине, усложняют организацию движения, ухудшают экологию из-за нагрева асфальта и водонепроницаемой поверхности, повышают аварийность, их сложно убирать и дорого ремонтировать. Поэтому современный стандарт для магистральных улиц в Европе — максимум 4-6 полос на улицу. Здесь же может быть 10-20 полос в самом центре.
Многополосная улица — это город для автомобилей, улица человеческого масштаба — для людей. Высокая провозная способность улицы достигается не количеством полос, а развитым общественным транспортом — современный трамвай может перевозит в час столько же людей, сколько 5-10 полос для автомобилей.
Такой масштаб не кажется проблемой молодым и здоровым, но если у вас сломана нога, вы с ребёнком или инвалид, то переход всего одной улицы отнимет у вас все силы.
Такие вот улицы-реки, которые разрезают город:
В какой-нибудь Барселоне кварталы не такие широкие, как здесь улицы.
Нельзя не отметить качество и подход — улицы поддерживаются чистыми, всё уложено идеально и не разваливается.
Ещё тут качественное озеленение:
Но и заборов много, при том в абсолютно ненужных местах. Например, забор, после которого идёт другой забор и вообще туннель:
Или забор на улице с полумертвым движением машин:
С уличным транспортом в городе всё печально — людей много, вывозить их как-то надо, но автобусы уже не справляются. Сеулу нужен трамвай, но тут даже автобусов-гармошек нет.
В городе делают упор на метро, а также строят магистральную сверхглубокую электричку. Планируется, что станции электрички будут находится в нескольких километрах друг от друга, что позволит развивать большую среднюю скорость и лучше связывать агломерацию. То есть подход довольно советский: сложная и дорогая инфраструктура (глубокие туннели с большими поездами), вместо простых и эффективных решений (магистральный наземный транспорт). Я не говорю, что городу вообще не нужны подземные электрички или метро, но этот дисбаланс не даст сделать транспортную систему удобной и эффективной.
Транспортные объекты здесь проектируют точно так же, как и у нас: сложные многоуровневые пространства с кучей лестниц. Я ради интереса замерил: от аэропорта до центрального вокзала я ехал около 40 минут на экспрессе, а поднимался в город около 7 минут. Ещё я вышел не там, что дало +8 минут к моему пути. Смысл экономить минуты жизни горожан в самом транспорте, если вы потом их отнимаете плохой доступностью этого самого транспорта?
Пока глупые европейцы делают общественный транспорт максимально простым для понимания, доступным и простым, корейцы надстраивают ещё один этаж с лабиринтами на пути от поезда на улицу.
С новой архитектурой всё тоже непросто, но про это у меня будет отдельный репортаж из новых районов. Скажу лишь, что совсем недавно в Сеуле строили так:
… а теперь примерно так:
Они догадались убирать парковку со двора под землю, но жёстко нарастили этажность. Во дворах теперь сады:
В общем, на дворе вроде 2019 год, но градостроительный подход в Сеуле всё ещё на уровне 1980 года. Всё сделано добротно и поддерживается в нормальном виде, но это не отменяет планировочных ошибок. Часто для здорового функционирования города не так важна красивая обёртка, сколько качественная начинка. Здесь же город живёт в сумасшедшем темпе и, кажется, сам не понимает, что будет дальше. В такой ситуации очень сложно посмотреть на город с другой стороны, оценить прошлые проекты и задуматься о будущем всего этого. В этом Сеул и Москва очень похожи.
Поделиться записью:
добавить меня в друзья
Мои путешествия
А вот конвейер для чемоданов рядом с лестницей — оригинально! Никогда такого не видел.
Советская градостроительная школа сильно недооценена. В смысле адаптации к капитализму там, разумеется, все плохо, но человеческие потребности там умели, по крайней мере до эпохи борьбы с излишествами. А опыт эксплуатации многоэтажек, насколько я знаю, не стеснялись использовать и на западе.
>Каждый дом уникален, люди живут плотно, но знают своих соседей, всё в шаговой доступности:
И, насколько мне известно, искренне это ненавидят. Новые многоэтажки — самое дорогое и ценимое жилье. Так что...
>Появляются широченные проспекты для машин:
А так ли это плохо? Вытеснение машин с улиц для людей на шоссе — это само по себе скорее хорошо. Плохо, когда эти улицы разрезают район, а не идут по периферии, но нафига людям автомагистраль под окнами?
У Гонконга плотность выше, если мне не изменяет память.
Экономическая агломерация Амстердама — Рандстад, включает в себя несколько областей и крупных городов.