Хуже ли шведская природа и шведская тоска наших отечественных?

Хуже ли шведская природа и шведская тоска наших отечественных?
Живопись, бесспорно, выдает национальных характер, если рассматривать ее совокупно. Передает общее настроение. Например, потому что люди предпочитают писать родные пейзажи. А если пейзажи унылы, то их обитатели обычно тоже не лучатся жизнерадостностью (и наоборот, см. армянскую школу пейзажной живописи). Аналогично и лица: в некоторых странах принята сдержанная мимика, в других более разработанная; у некоторых национальностей — яркие краски (кожа, губы, глаза, волосы), другие бледны, и предпочитают носить покерное лицо.

Per Wilhelm Cedergren. 1883

Сегодня мы знакомимся с шведской скукотищей и хандрой, и ищем в ней сходство с нашими. Чувствуете ли северное родство?

А помогает нам в этом шведский скрипач-вундеркинд Даниэль Лозакович.

Сейчас будет Цорн: один из самых крупных художников Швеции. В принципе, одних лишь его картин было бы достаточно для наполнения этого поста, однако я решила все-таки поразнообразнее быть.

Андерс Цорн, 1886

Андерс Цорн, Купальщицы, 1890.

На этом моменте музыки и картин мне стало недостаточно, и я решила добавить в наш синтез искусств поэзию. Стихотворение про Швецию, атмосферное.

Иосиф Бродский

Томасу Транстремеру (1993)

Вот я и снова под этим бесцветным небом,

заваленным перистым, рыхлым, единым хлебом

души. Немного накрапывает. Мышь-полевка

приветствует меня свистом. Прошло полвека.

Ева Бонниер. Иван Купала. 1890

Бруно Лильефорс. Брачные игры весной. 1907

Helmer Osslund. Осень. 1907

Барвинок и валун, заросший густой щетиной

мха, не сдвинулись с места. И пахнет тиной

блеклый, в простую полоску, отрез Гомеров,

которому некуда деться из-за своих размеров.

Ева Бонниер. Экономка. 1890

Карл Олоф Ларсон. «Выздоровление». 1899

Karl Nordström. Поле овса в Грезе. 1885

Первым это заметили, скорее всего, деревья,

чья неподвижность тоже следствие недоверья

к птицам с их мельтешеньем и отражает строгость

взгляда на многорукость — если не одноногость.

Бруно Лильефорс.  Сойки. 1886

Август Стринберг.  Закат. 1892

Bruno Liljefors, 1904

В здешнем бесстрастном, ровном, потустороннем свете

разница между рыбой, идущей в сети,

и мокнущей под дождем статуей алконавта

заметна только привыкшим к идее деленья на два.

Эжен Янсен. 1898

Август Мальстрем. Танцующие фейри. 1866

И более двоеточье, чем частное от деленья

голоса на бессрочье, исчадье оледененья,

я припадаю к родной, ржавой, гранитной массе

серой каплей зрачка, вернувшейся восвояси.

Эжен Янсен. Стокгольм. 1900-е

​***

Спонсором данного поста является Московский международный Дом музыки, где

30 апреля пройдетконцерт упомянутого скрипача Даниэля Лозаковича, правда, подросшего уже, совместно с Национальным филармоническим оркестром России под руководством Владимира Спивакова. Прозвучит Чайковский и Рахманинов. Цена билетов: 500-3200 руб.

Билеты продаются на сайте Дома музыки, чтобы купить их там, необходимо там зарегистрироваться.

Предыдущие выпуски цикла смотрите по тэгу.
15:52
488
21:37
Шведы сегодня совпали с настроением. Спасибо
Изумительная подборка, спасибо огромное!
Да, прямо в настроение…
13:05
Где-то читал, что в Швеции самое высокое потребление кофе на душу. Даже в книжке про Карлсона — пьют кофе на ужин, да еще и детям дают. А на севере, в горах, синячат до потери человеческого облика. Не Италия, короче.
13:47
только кофе они синячат противный, слабенький. Часто из кофеварки — платишь в кафе один раз и потом наливаешь сколько хочешь. Из колбы. буээээ.
15:01
Экономка-то, не прабабка ли, фрекен Бокк?
15:02
В 1896 году Цорн посетил торгово-промышленную выставку в Нижнем Новгороде. И жил в одной квартире со своим русским коллегой Коровиным.
На мой дилетантский взгляд женщин они видели и писали по-разному, а лесные пейзажи даже очень схоже.
Ну хоть выздоровление на картине. А не наоборот.
16:55
Ларсон самый нежный и игривый из них, а так да, общий настрой похож