Хуже ли шведская природа и шведская тоска наших отечественных?
Живопись, бесспорно, выдает национальных характер, если рассматривать ее совокупно. Передает общее настроение. Например, потому что люди предпочитают писать родные пейзажи. А если пейзажи унылы, то их обитатели обычно тоже не лучатся жизнерадостностью (и наоборот, см. армянскую школу пейзажной живописи). Аналогично и лица: в некоторых странах принята сдержанная мимика, в других более разработанная; у некоторых национальностей — яркие краски (кожа, губы, глаза, волосы), другие бледны, и предпочитают носить покерное лицо.
Per Wilhelm Cedergren. 1883
Сегодня мы знакомимся с шведской скукотищей и хандрой, и ищем в ней сходство с нашими. Чувствуете ли северное родство?
А помогает нам в этом шведский скрипач-вундеркинд Даниэль Лозакович.
Сейчас будет Цорн: один из самых крупных художников Швеции. В принципе, одних лишь его картин было бы достаточно для наполнения этого поста, однако я решила все-таки поразнообразнее быть.
Андерс Цорн, 1886
Андерс Цорн, Купальщицы, 1890.
На этом моменте музыки и картин мне стало недостаточно, и я решила добавить в наш синтез искусств поэзию. Стихотворение про Швецию, атмосферное.
Иосиф Бродский
Томасу Транстремеру (1993)
Вот я и снова под этим бесцветным небом,
заваленным перистым, рыхлым, единым хлебом
души. Немного накрапывает. Мышь-полевка
приветствует меня свистом. Прошло полвека.
Ева Бонниер. Иван Купала. 1890
Бруно Лильефорс. Брачные игры весной. 1907
Helmer Osslund. Осень. 1907
Барвинок и валун, заросший густой щетиной
мха, не сдвинулись с места. И пахнет тиной
блеклый, в простую полоску, отрез Гомеров,
которому некуда деться из-за своих размеров.
Ева Бонниер. Экономка. 1890
Карл Олоф Ларсон. «Выздоровление». 1899
Karl Nordström. Поле овса в Грезе. 1885
Первым это заметили, скорее всего, деревья,
чья неподвижность тоже следствие недоверья
к птицам с их мельтешеньем и отражает строгость
взгляда на многорукость — если не одноногость.
Бруно Лильефорс. Сойки. 1886
Август Стринберг. Закат. 1892
Bruno Liljefors, 1904
В здешнем бесстрастном, ровном, потустороннем свете
разница между рыбой, идущей в сети,
и мокнущей под дождем статуей алконавта
заметна только привыкшим к идее деленья на два.
Эжен Янсен. 1898
Август Мальстрем. Танцующие фейри. 1866
И более двоеточье, чем частное от деленья
голоса на бессрочье, исчадье оледененья,
я припадаю к родной, ржавой, гранитной массе
серой каплей зрачка, вернувшейся восвояси.
Эжен Янсен. Стокгольм. 1900-е
***
Спонсором данного поста является Московский международный Дом музыки, где
30 апреля пройдетконцерт упомянутого скрипача Даниэля Лозаковича, правда, подросшего уже, совместно с Национальным филармоническим оркестром России под руководством Владимира Спивакова. Прозвучит Чайковский и Рахманинов. Цена билетов: 500-3200 руб.
Билеты продаются на сайте Дома музыки, чтобы купить их там, необходимо там зарегистрироваться.
Предыдущие выпуски цикла смотрите по тэгу.
На мой дилетантский взгляд женщин они видели и писали по-разному, а лесные пейзажи даже очень схоже.