Апокалипсис Натальи Гончаровой
В лондонской галерее Тейт сейчас проходит огромная ретроспектива Гончаровой. Смотрю на фотографии оттуда и вижу цикл про любимый и родной Апокалипсис.
Давайте его порасшифровываем вместе, в искусстве авангарда это не так просто сделать, как разглядывая средневековые миниатюры.
Photo: ©️ Tate Photography (Matt Greenwood)
Интересно, что не помню, был ли этот цикл собран на московской выставке Гончаровой, которая была в 2013 году (пишут, что был). Почему не помню — понятно: вещи с первого взгляда не запоминаются как единый цикл (только по колориту), они сложные для понимания. И если ты не знаешь, что это, то просто посмотришь на яркие пятна и пройдешь мимо.
Если же сюжет тебе знаком, то надолго залипнешь, наоборот.
"Жатва" — это изначально 9-частный полиптих, созданный в 1911 году.
Сохранилось 7 частей.
В Третьяковке 3, в Центре Помпиду 2, в Костроме 1 и в Омске 1.
Две работы пропали. Мы знаем их названия: «Город, заливаемый водой» и «Царь», к последнему существует рисунок.
Цикл назвается именно «Жатва» (а не «Урожай», как иногда переводят обратно с английского), потому что это совершенно новозаветная Жатва Божья, в которой он собирает наши души.
***
Самый узнаваемый из сюжетов «Апокалипсиса» в этом цикле Гончаровой: Блудница Вавилонская на Звере Багряном.
Вот классический пример трактовки, на гравюре из Лютеровской библии.
А вот как написала ее Гончарова, очень эффектно.
Дева на звере. Костромской музей-заповедник
У меня, к сожалению, нет каталогов Гончаровой. Если у кого-нибудь они есть на руках, пофотографируйте мне аннотации, интересно, что люди пишут.
В данном случае вызывает вопрос название «Дева на звере». Если оно авторское, то надо думать, почему Гончарова, хорошо знавшая писание, так странно назвала картину. Какая ж это дева? (девственница). Это шлюха вавилонская. В «Апокалипсисе» есть приличные женщины: Жена, облеченная в солнце и настоящая дева — Невеста-Церковь.
Если это позднее название, данное другими людьми, то кто-то просто ошибся.
Также ошибаются те, кто пишет в описании «она едет на трехглавом звере». Нет, она едет, как положено по уставу, на 7-главом Звере багряном, просто в кадр попали вот только три головы. Это не змей-горыныч.
Рисунок. 1911. Бумага, графитный карандаш. Коллекция М.Салиной и С.Кривошеева
Вот у нее еще гравюра есть 1914 года на эту же тему. Из серии «Мистические образы войны».
Парный блуднице — более загадочный товарищ с посохом.
Пророк, ГТГ
Ежели цикл «Жатва» посвящен «Апокалипсису», что очевидно, то получается, это — один из Двух свидетелей Божьих из 11-й главы.
Они пришли прорицать и проповедовать, такие могущественные, посланные Богом, но вышел Зверь из Бездны и убил их. Почему тут не 2 пророка, а 1 — непонятно, зато Зверь (змей) в наличии).
Старообрядческая иконография
Следующий сюжет из 14-й главы «Апокалипсиса». Там в видении Иоанну является Христос с серпом в руках, сначала он жнет хлеб:
И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела.
Сцена жатвы — это аллегория Суда Божьего (который мы в подробностях скоро увидим в следующих главах «Апокалипсиса»). Образ взят из пророка Иоиля, который говорит о том, что суд близок такими словами: «Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела» (Иоил. 3,13) и Евангелий: «Когда же созреет плод, — говорит Иисус, — немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мар. 4,29); и в притче о пшенице и плевелах
Гравюра из Лютеровской библии
Гончарова сосредтотачивается на серпе, который уподобляется небесному светилу месяцу. Она не показывает нам, что косарь — это ангел.
Однако в небесах такие нетипичные являения (черная звезда, всполохи), что можно попробовать догадаться, что это о чем-то нехорошем (то есть о Страшном суде над нами).
Урожай (Жатва), Омский музей
Есть гравюра-повторение
Напротив висит следующий эпизод из той же 14-й главы: после жатвы хлеба ангел обрезает гроздья винограда, которые бросают в великое точило гнева Божьего.
И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.
Также это относится к строке из 19-й главы, когда происходит Второе Пришествие Христа. Который одновременно скачет на белом коне, и выдавливает виноград в предназначенном для этого оборудовании, ссылаясь на предыдущий эпизод, указанный мной: Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.
Рисуют это так (миниатюра 13 века)
Гончарова избавилась от всех ненужных деталей, сосредоточившись только на крупном плане ног Бога.
«Ноги, мнущие виноград» (Центр Помпиду)
И это мы должны понимать, что сие — ноги именно Бога, Иисуса Христа, а виноград, который он давит — это гроздья гнева Божьего, неверующие и грешники, которые будут наказаны. Поэтому засовывать эту картину в реферат «Стилевые тенденции русского бытового жанра начала XX...», друзья мои, не особо уместно.
В верхнем ярусе самое интересное по центру. Это сцена Снятия Шестой печати (6-я глава).
И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.
Эта сцена традиционно изображается с падением метеоритов.
Гравюра из Библии Василия Кореня, 17-й век
Гончарова ее трактует по своему, как будто ангелы кидают камни собственноручно.
Ангелы мечущие камни на город, ГТГ
(К нему сюжетно примыкало утраченное «Город, заливаемый водой».)
Обрамляют это полотно две птички: «Павлин» (Центр Помпиду) и «Феникс» (ГТГ).
Глеб Поспелов пишет, что причины из включения автором в цикл загадочны. Могу с ним согласиться, куда уж мне в калашный ряд.
Теоретически эти птицы могут символизировать то же, что и обычно: самомнение-тщеславие и возрождение после гибели (воскрешение души). Тогда их место в цикле понятней.
При этом в цикл не включается написанный ею годом ранее, в 1910-м, классический апокалиптический
Старец с семью звездами. (Апокалипсис), ГТГ
Нет, точно тут чего-то с названиями в этом цикле. Какой он «Старец»? Это Бог, конкретно Бог-Отец.
Сюжет называется «Видение Сына Человеческого», он из 1-й главы:
Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая во́лна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.
Гончарова написала его очень канонично и узнаваемо: тут и семисвечник, и звезды в руке. Меча из уст только нету.
Миниатюра 16 века
Если у кого из вас получится найти, нагуглить, отсканировать рисунок её «Царя» из этого цикла к утраченной картине, несите пожалуйста в клювике, буду благодарна. Наверно, он был центровым, изображая Христа Пантократора?
***
Итак, теперь давайте посмотрим на этот цикл, узнавая, что там нарисовано:
это картины про Страшный Суд, про то, что мы грешники. Про то, что за нами придут и нас будут судить по грехам нашим, нашему тщеславию. Возмездие неотвратимо, и оно придет за нами в пламени, метеоритном дожде и палящем солнце. Ангелы будут метать камни с небес, города будут разрушены. Души наши будут гореть в вечном огне и только праведникам суждено будет возродится. Иисус Христос будет топтать грешников в чане, как виноградарь грозди, и кровь будет вытекать из этого точила, как виноградный сок. Шлюха Вавилонская, торжествуя, наглая и надменная, сосуд греха, будет смотреть на нас свысока. Праведник-пророк, который будет пытаться спасти нас, будет пожран Зверем из Бездны. Ангелы будут жать души праведников серпом, как колосья: и только в этой из картин, да еще в «Фениксе», есть какой-то намек на позитивное окончание этой истории хоть для кого-нибудь. Режущий глаза огненно-синий колорит подчеркивает беспокойство этого рассказа. Это «Апокалипсис», часть первая, страшная.
Так что говорить, что этот цикл «выполнен по мотивам книги Откровение Иоанна Богослова», как мне тут попадается, это совсем не понять эти картины. Это не «мотивы», это активная переработка имеющейся классической иконографии, и глубокое погружение в сюжет, очень тщательная иллюстрация. Один из лучших и любопытнейших вариантов трактовки Апокалипсиса в ХХ веке, и весьма близкий к тексту, в отличие от многих других мастеров этого столетия.
***
И все это вы сможете понимать самостоятельно,
коли осилите мой иллюстрированный альбом «Апокалипсис в искусстве».
Кто еще не приобрел, то рекомендую.
большие магазины делают доставку за пределы РФ
UPD: спасибо kry_katrin
В каталоге выставки в ГТГ 2013 года картина «Дева на звере» фигурирует с таким названием. Аннотации нет. В литографиях цикла «Мистические образы войны» название такое же. Мне кажется все-таки, что это не ошибка. Кстати, дарю раскрашенный вариант гравюры «Дева на звере» из этого альбома.
(Взят из каталога выставки Гончаровой в ГТГ, 2013)
Название «Старец с семью звездами», похоже, тоже авторское, поскольку оно фигурировало еще на дореволюционных выставках. Аннотация из каталога ГТГ:
UPD2
вот прислали с выставки Тейт:
Позы девы на звере и старца с посохом, копируют сюжет иконы бегство святого семейства в Египет, за исключением отсутсвующего младенца.
Хотя… Походу эта дева беременна и младенец все таки есть.