ОТ «ЯНДЕКСА» ДО ИМЕЙЛОВ. ЧТО СТОИТ ЗА НОВЫМ НАСТУПЛЕНИЕМ НА ИНТЕРНЕТ-КОМПАНИИ

Свободный РунетСвободный Рунет

ОТ «ЯНДЕКСА» ДО ИМЕЙЛОВ. ЧТО СТОИТ ЗА НОВЫМ НАСТУПЛЕНИЕМ НА ИНТЕРНЕТ-КОМПАНИИ

Нынешний срок президента Владимира Путина запомнится не только усиливающимися репрессиями, но и последовательным наступлением на интернет. Кремль и спецслужбы решительно настроены контролировать не только инфраструктуру связи, но и работающие в ней компании, их собственников, производимый контент. 

Российские интернет-компании относительно успешно конкурировали с западными в некоторых сегментах рынка: почтовые и поисковые сервисы, такси, доставка еды, антивирусные программы. Однако стремление государства к тотальному контролю разрушает сложившуюся конкурентную среду. Взяв курс на развитие цифровой экономики, власть своими действиями последовательно это развитие ограничивает. Первой жертвой, вероятнее всего, станет «Яндекс», давление на который усиливалось в течение года, но за ним последуют и другие IТ-компании. 

ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ 

Не прошло и полугода после принятия закона о суверенном рунете, как власть начала новый регуляторный заход на интернет-бизнес. Согласно законопроекту депутата-единоросса Антона Горелкина, зарубежные юридические лица могут владеть не более 20% акций информационных интернет-ресурсов, значимых для российской инфраструктуры.
Перечень таких ресурсов предлагается определить правительству и составить специальный реестр, который передадут в ведение Роскомнадзора. Невыполнение требований закона будет караться запретом на размещение рекламы на таких ресурсах. 

В правительстве законопроекту удивились и назвали его вредоносным. Однако инициативу поддержал Совет Федерации, который тоже спешит подключиться к созданию новых ограничений для интернет-компаний. 

Так, сенатор Андрей Клишас по сути предлагает перлюстрировать имейлы россиян. Его новый законопроект может обязать сервисы электронной почты идентифицировать пользователей по номеру телефона по аналогии с тем, как это обязаны делать мессенджеры, и ограничивать доступ к почте, если пользователь распространяет запрещенный контент. Инициатива распространяется только на те сервисы, которые включены в реестр организаторов распространения информации Роскомнадзора: «Яндекс. Почта», «Почта Mail.ru», «Рамблер. Почта» и другие. Иностранных почтовых сервисов, например Google и Yahoo, там нет. Клишас объяснил свою инициативу борьбой с терроризмом. Автор законопроекта про структуру собственности Горелкин, в свою очередь, честно признал, что его инициатива направлена против «Яндекса» и Mail.ru. «Яндекс», по словам депутата, подходит под новый закон абсолютно по всем параметрам: компания Yandex N.V. зарегистрирована в Нидерландах, 85% ее уставного капитала обращается на американской бирже NASDAQ, а 49,2% голосов принадлежат основателю компании Аркадию Воложу, у которого есть паспорт Мальты. 

За обоими законопроектами стоит администрация президента, а если точнее, внутриполитический блок, курируемый Сергеем Кириенко, говорят сразу несколько человек из отрасли и федеральные чиновники. Речь идет об управлении по общественным проектам и управлении по информационным технологиям и инфраструктуре связи в АП. В новом наступлении на интернет-компании бюрократически-силовое стремление к полному контролю опять слилось с корпоративными интересами окологосударственных бизнесменов. 

КОРПОРАТИВНЫЙ КОНФЛИКТ 

Одной из причин появления законопроекта депутата Горелкина называют ссору основателя «Яндекса» Аркадия Воложа с президентом Сбербанка Германом Грефом. Осенью 2018 года госбанк предпринял агрессивную попытку приобрести 30% акций «Яндекса» якобы для защиты компании от возможных проблем с конкурентами и государством. Эта новость стоила компании $1,8 млрд капитализации. 

Информация о подобной покупке подогревалась слухами, что в Кремле недовольны структурой собственности «Яндекса» и хотели бы, чтобы компанией владели обладатели российских паспортов. Волож тогда отказался вступать в переговоры с Грефом. Защищать «Яндекс» пришлось правительству, которое предложило следующий план: передать 60% голосующих прав в фонд под управлением Воложа и 10–12 топ-менеджеров с российским гражданством. 

Стремление Сбербанка купить «Яндекс» связано с амбициями Грефа превратить госбанк в «российский Amazon» — мультисервисную технологическую компанию с собственным ретейлом, финтехом, медиа и так далее. У «Яндекс. Маркета» и Сбербанка уже есть совместный проект: маркетплейс «Беру», но, по слухам. у партнеров серьезные разногласия по развитию этого бизнеса. 

Поэтому буквально за несколько дней до законопроекта депутата Горелкина Сбербанк объявил, что договорился о стратегическом партнерстве с Mail.ruАлишера Усманова. В созданное совместное предприятие стоимостью 100 млрд рублей госбанк вложится деньгами, а партнеры деньгами и активами: такси «Ситимобил» и сервисом доставки еды Delivery Club. Оба — основные конкуренты «Яндекса». 

Использование административного ресурса для решения корпоративных вопросов не новая для России практика. Например, такими методами вполне успешно пользуются нефтяники для получения льгот на месторождения или госкапиталисты для контроля за целыми отраслями. За законопроектом Горелкина вполне может стоять Греф и его желание ослабить конкурента, полагает федеральный чиновник. 

Логика в этом случае хищническая: пока «Яндекс» будет дешеветь на бирже и менять структуру собственности, СП Сбербанка и Mail.ru займет доминирующее положение на конкурентном рынке. Тут легко угадывается традиционное стремление госкапиталистов использовать ресурсы государства в личных целях, которые не имеют никакого отношения к общему благу. 

СОЮЗ СИЛОВИКОВ И БЮРОКРАТОВ 

Другая причина появления законопроектов — стремление властей контролировать прежде свободную от государева ока зону интернета и IТ-компаний. За законопроектом Горелкина стоит администрация президента, за инициативой Клишаса — влиятельные силовики при поддержке АП. Контроль за контентом в интернете — один из важнейших приоритетов блока Сергея Кириенко, особенно на фоне растущей политизации общества и расползающихся по стране протестов. 

Контролировать средства массовой информации и большую часть медиаресурсов российские власти умеют при помощи лояльных собственников, бюджетных вливаний и запрета иностранцам владеть более 20% акций СМИ. Бороться с так называемым user-generated content, блогерами, информацией, распространяемой небольшими независимыми медиа и мессенджерами, должен закон о суверенном рунете, одним из соавторов которого был сенатор Клишас. В продвижении закона активно участвовало Управление по информационным технологиям и инфраструктуре связи администрации президента. Однако, приняв закон, власти пока не очень понимают, как технически реализовать его исполнение. Законопроект Клишаса о перлюстрации писем — типичный пример симбиоза чиновников и силовиков в стремлении контролировать интернет-компании и их пользователей. Более ранний пример такого соавторства — «закон Яровой», по которому ФСБ может требовать от интернет-компаний информацию для декодирования пользовательского трафика. Когда пакет Яровой принимали, главной причиной называли «обеспечение интересов национальной безопасности и борьбу с терроризмом». 

Летом Федеральная служба безопасности потребовала от «Яндекса» передать ей сессионные ключи шифрования от сервисов «Яндекс. Почта» и «Яндекс. Диск». Но «Яндекс» не торопится это делать, потому что передача таких ключей спецслужбе равносильна передаче паролей. За отказ передать ключи шифрования ФСБ в России блокирует мессенджер Telegram, а «Яндекс» пока обходится без блокировок, потому что за него заступилось правительство, пообещав поддержку в работе с ФСБ. 

Одним из способов российских силовиков и некоторой части бюрократии в борьбе за бюджетные миллиарды становится производство угроз, а затем — способов защиты от них. Чем страшнее угроза, тем больше шансов получить бюджетное финансирование на ее устранение. Силовики действуют в союзе с бюрократами, где каждый решает свои вопросы: одни получают полномочия и финансирование на борьбу с угрозами, другие регламентируют реальность, пытаясь установить контроль над источниками неопределенности. В проигрыше остаются граждане, чьи свободы последовательно скукоживаются, и интернет-компании, теряющие деньги и рынки. 

ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА 

По замыслу создателей национальной программы «Цифровая экономика» ее реализация должна вывести Россию в лидеры мирового технологического развития. Стартовые условия для этого в стране действительно неплохие: высокое проникновение скоростного интернета, его дешевизна, наличие конкурентоспособных технологических компаний с собственными патентами и командами разработчиков. 

Но пока технократы и визионеры строят цифровую Россию будущего, чиновники и силовики используют доступный арсенал средств: от производства угроз до регулирования, чтобы контролировать не только контент, но и весь IТ-рынок, а также только формирующиеся его части вроде индустрии больших данных. 

Распределение власти в путинской России пока не в пользу визионеров (даже при высоких должностях), она сосредоточена в руках бюрократов и силовиков. Функции государства, по сути, приватизированы двумя группами, обладающими капиталом — денежным и силовым. Госкапиталисты используют государство для решения чисто корпоративных задач и повышения собственной капитализации. Силовики — для расширения полномочий и контроля за контентом и денежными потоками. 

Исполнение «закона Яровой» требует от компаний многомиллиардных затрат на хранение данных и сертификацию оборудования, которой занимаются близкие к чекистам структуры. Об интересах госбанкира Грефа за атакой на «Яндекс» говорят вполне открыто. И это лишь некоторые из примеров. В таких условиях почти не остается пространства для конкурентного развития, а вне конкурентной среды не рождаются инновации и плохо созревают стартапы. Цена симбиоза бюрократов и силовиков вполне измерима: высокие издержки при цифровизации экономики из-за растущего технологического и инновационного отставания уже в среднесрочной перспективе.

Автор — Алексанра Прокопенко — независимый журналист, бывший обозреватель газеты «Ведомости», магистр социологии (Университет Манчестера).
Фото: Герман Греф, Дмитрий Медведев и Аркадий Волож. Фото: Александр Астафьев / пресс-служба правительства РФ / ТАСС

15:55
456