Смертные грехи или душевные болезни?
Рифмы и Панчи
В существование безгрешных людей и инопланетян верится примерно одинаково. Вряд ли найдутся такие, кто не съедал лишнего, если вилка касалась любимого блюда (чревоугодие), или кто не ощущал бессилия и желания круглые сутки залипать на сериалах (уныние). В порочной жизни нет ничего плохого — но лишь до тех пор, пока она не доставляет неудобств нам и окружающим.
Когда-то грех и болезнь были единым целым
В Античности, когда медицина только вставала на хлипкие ножки, а о психиатрии еще не было и речи, никто не проводил границ между аморальным поведением и душевной болезнью. Любую неадекватность считали следствием влияния сверхъестественных сил на разум и душу.
Такое положение дел раздражало медиков следующих эпох, которые в большинстве своем были материалистами, а не мистиками. Однако терпение лопнуло лишь под конец XIX века. К слову, тогда психиатрия уже закрепилась как отдельное направление в медицине.
В то время стал популярен нозологический подход, внедренный немецким врачом Эмилем Крепелином. Теперь доктор, прежде чем списать неадекватность пациента на его скверный моральный облик и одержимость демонами, должен был серьезно задуматься и ответить на несколько вопросов: что с этим человеком не так? чем именно он отличается от здорового? каковы возможные биологические и физиологические причины недуга? есть ли способ его вылечить?
Этот подход не только закреплял рациональный взгляд на состояние пациентов, но и помогал точнее классифицировать психические заболевания и совершенствовать таким образом диагностику.
Сейчас психиатрический диагноз в большинстве стран мира, в том числе в России, ставят, опираясь на Международный классификатор болезней (МКБ), а в США — на Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM). В период их создания и наполнения оба перечня не раз страдали от моралистов, коим были неугодны некоторые явления, обнажившиеся в обществе. Например, в первых двух DSM (с 1952 по 1974 год) гомосексуализм считался психическим отклонением. Впрочем, и сегодня медицинские нормативные документы неидеальны: критерии некоторых недугов кажутся слишком размытыми. Потому часть особенно занудных грешников, сопоставив с этими описаниями свое поведение, может заподозрить у себя болезнь.
Откуда взялись смертные грехи
Семь смертных грехов часто путают с заповедями: не убивай, не кради, не сотвори себе кумира и т. д. Но это немного другая история. Заповеди можно найти в Библии в виде списка. Согласно легенде, он был высечен на скрижалях, которые Бог собственноручно подарил Моисею на горе Синай.
Грехи же рассыпаны по Библии в виде отдельных упоминаний и намеков. Впервые их каталогизировал монах Евагрий Понтийский в своем рассуждении «о восьми помыслах», где описал человеческие страсти и слабости на греческом языке. Его ученики перевели труд на латынь. А позже, где-то между 590 и 604 годами, этот перечень переработал Григорий Великий — последний римский папа античного мира. Так появился актуальный сегодня список семи смертных грехов, куда вошли: гордыня, жадность, похоть, зависть, чревоугодие, гнев и уныние.
К каждому из этих пороков в пару можно подобрать психическое расстройство, описанное в классификаторах последнего поколения МКБ-10 и DSM-5.
1. Гордыня (тщеславие)
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: „Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь“… Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: „Боже! будь милостив ко мне грешнику!“ Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет».
(Новый Завет. Евангелие от Луки. Глава 18. Стихи 10–14)
Если бы справочник DSM-5 существовал во времена написания этих библейских строк, в характеристику фарисея можно было бы добавить диагноз «нарциссическое расстройство личности». Ведь у него явно прослеживаются ключевые признаки этого недуга: грандиозное самомнение, уверенность в своей исключительности и высокомерное отношение к окружающим.
Вот как описывает истинного нарцисса известный американский психиатр и психотерапевт Аарон Бек в книге «Когнитивная психотерапия расстройств личности»:
«Дэвид, 40-летний адвокат, обратился за лечением по причине депрессии. <…>
Ухудшение самочувствия было связано с усилением дискомфорта от выполнения рутинной работы и с мыслями о том, что такая работа не соответствовала его квалификации. По его мнению, он заслуживал лучшего. <…> Дэвид полагал, что, поскольку он „особенный“, никто не имеет никакого права критиковать его, хотя он имеет полное право критиковать других. <…> Он не видел никакой проблемы в том, чтобы использовать окружающих, если они достаточно „глупы“, чтобы позволить ему это делать».
Сходство между Дэвидом и фарисеем очевидно. Правда, мы можем лишь догадываться, страдал ли последний от своей самовлюбленности, но окончание евангельской цитаты: «…всякий, возвышающий сам себя, унижен будет», — явно намекает на неминуемую Божью кару.
Есть у этого заболевания и другие черты, которые, однако, проявляются не всегда и не у всех нарциссов: стремление эксплуатировать людей, полное отсутствие эмпатии и способности сопереживать, потребность в восторженном отношении к себе со стороны окружающих, завистливость.
В России нарциссизм не ставят. В МКБ-10 он включен в диагноз под кодом F60.8 «Другие специфические расстройства личности».
2. Жадность (алчность)
«И увидел я еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. „Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?“ И это — суета и недоброе дело!»
(Ветхий Завет. Екклесиаст. Глава 4. Стихи 7–8)
Одержимость богатством, отнимающая время и способность радоваться жизни, которая выражена в этой цитате, — характерный признак ананкастного расстройства личности. В МКБ-10 оно имеет код F60.5.
Слово «ананкастный» происходит от греческого корня, означающего «принуждение». То есть это расстройство можно описать как «страдание от самопринуждения к чему-либо».
Люди с таким диагнозом мучатся не только от навязчивого желания заработать все деньги мира. Их также тревожат постоянные сомнения в своих действиях и поступках, они утомляют себя (и иногда окружающих) бесконечными перепроверками. Им свойственны страсть к порядку, железобетонная упертость в достижении цели, дотошное внимание к деталям и блокирующий работу перфекционизм.
В DSM-5 все эти признаки будут характерны для диагноза «Обсессивно-компульсивное расстройство личности» (ОКРЛ). Кстати, симптом, относящийся к жадности, там носит политкорректное и изящное название «скупой стиль расходов».
3. Похоть (блуд)
«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог».
(Новый Завет. Послание к Евреям. Глава 13. Стих 4)
«Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость. И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить семя и оскверниться от него».
(Ветхий Завет. Левит. Глава 18. Стихи 22–23)
В Библии грех блуда описывается с качественно разных сторон: как супружеская неверность или частая смена половых партнеров, а также как нетрадиционные сексуальные предпочтения. Ну а с точки зрения современной психиатрии никакое греховное пристрастие не считается патологией, пока человек не страдает от него, как, например, в этом клиническом случае:
«18-летний юноша проходил курс лечения от вторичного сифилиса. Пациент сообщил, что мучится от чрезмерного сексуального желания. <…> В последние три года он не мог думать ни о чем, кроме секса. Большую часть времени проводил в борделях, иногда — с доступными мужчинами, много мастурбировал. Год назад стал замечать поражения кожи: сначала на пенисе, позже на лице, животе и других частях тела. При этом продолжал заниматься незащищенным сексом».
Такая зависимость в МКБ-10 отмечена под кодом F52.7 «Чрезмерное сексуальное влечение».
Есть в международном классификаторе последнего поколения и диагноз, касающийся экстравагантных пристрастий в половой жизни, — «Нарушения сексуального предпочтения» (F65). Туда входят фетишизм, фетишистский трансвестизм, садомазохизм, зоофилия и пр. Однако, если вы практикуете удивительно оригинальный секс и никто от ваших «экспериментов» не страдает, повода для паники нет. Напрячься стоит, если вы никак иначене можете получить удовольствие и серьезно переживаете по этому поводу.
4. Зависть
«Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; „ешь и пей“, говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь».
(Ветхий Завет. Книга притчей Соломоновых. Глава 23. Стихи 6–8)
С грехом зависти соотносится уже упоминавшийся нарциссизм.
На первый взгляд кажется парадоксальным, что человек, уверенный в своем превосходстве, склонен кому-то завидовать. Однако в этой дихотомии и кроется суть психического недуга. Мозг пациента ломается и недоумевает: «Как же так? Я превосходный, а лучшие блага получает кто-то другой!»
Зависть к тем, кто объективно успешнее, нарциссы могут скрывать и страдать молча. Но иногда это чувство выливается в насилие — психологическое или физическое. Причем чаще всего от террора завистливых самолюбователей страдают их близкие, потому что они долго не выносят сор из избы, опасаясь запятнать репутацию агрессора. Впервые этот феномен описала и дала ему название «нарциссический абьюз» швейцарский психоаналитик Элис Миллер в книге «Драма одаренного ребенка».
Есть еще один диагноз, для которого характерна патологическая завистливость, — истерическое расстройство личности. Оно описано и в МКБ-10, и в DSM-5. Люди с этим недугом очень похожи на нарциссов — особенно своим стремлением унижать окружающих и командовать ими. Но проявления истерической зависти, как правило, всегда открытые, шумные и назойливые, к изощренным методам они прибегают редко.
5. Чревоугодие (обжорство)
«И ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего».
(Ветхий Завет. Второзаконие. Глава 32. Стих 15)
Всякое чревоугодие грешно по Библии, но заболеванием считается лишь психогенное переедание, то есть связанное с другими психическими нарушениями: депрессией, стрессом после утраты близких или тяжелой операции и т. д.
Характерный случай болезненного обжорства зафиксирован и описан психиатрами Йельского университета:
«Пациентка N отметила, что стала часто переедать после того, как госпитализировали ее тяжелобольную мать. <…> После смерти матери случаи переедания участились. <…>
Типичный приступ обжорства N выглядит так: сначала за ужином со своей семьей она съедает нормальную порцию пищи (150–200 г мяса и овощной гарнир с хлебом). Во время уборки со стола доедает остатки, что эквивалентно еще одной полноценной порции. Дальше до самой ночи непрерывно ест разные продукты, хаотично чередуя то соленые, то сладкие закуски».
В МКБ-10 такое обжорство относится к «Расстройствам пищевого поведения» (F50) и стоит в одном ряду с известными всем анорексией и булимией. Они, кстати, встречаются реже, чем психогенное переедание, от которого страдает около 3 % взрослого населения.
6. Гнев (ненависть)
«Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца».
(Новый Завет. Первое послание Иоанна. Глава 3. Стих 15)
В описании этого греха Библия довольно категорична и приравнивает его к способности совершить убийство. Впрочем, и патологией может быть только крайность.
У нездорового гнева три жирных маркера: такой человек приходит в ярость по незначительному поводу, теряет контроль над действиями в момент приступа и не заботится о последствиях. В медицине есть понятие «психотический эпизод», или «психоз», который как раз может проявляться в неконтролируемой ярости и быть спутником разных заболеваний.
Например, при биполярном аффективном расстройстве (состояние, когда человек то испытывает приподнятое настроение и перевозбуждение, то впадает в депрессию) случается так называемая «гневливая мания». Страшные вспышки ярости бывают и при шизофрении.
Но чаще всего необузданный гнев демонстрируют люди, страдающие эмоционально неустойчивым расстройством личности (F60.3 по МКБ-10). Пациентам с таким диагнозом вообще свойственны резкие перепады настроения, импульсивность и проблемы с самоконтролем.
7. Уныние (лень)
«Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца — жизнь человека… удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила».
(Ветхий Завет. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Глава 30. Стихи 22–25)
Этот грех любой безошибочно сопоставит с самым распространенным психическим недугом современности — депрессией. По свежим данным Всемирной организации здравоохранения, от него страдает больше 300 млн человек.
В цитате из Библии упомянуты как минимум два признака, по которым заболевание можно отличить от приступа плохого настроения. Во-первых — мнительность. Люди в депрессии залипают на негативных мыслях: обесценивают свои заслуги, убеждают себя в собственной никчемности, в бесперспективности будущего, в негативном отношении к себе со стороны окружающих. Во-вторых — желание умереть, которое порой воплощается в реальность. Яркий пример — клинический случай, описанный Американской психиатрической ассоциацией:
«Триш, женщина, возраст — 51 год. Муж привел ее в отделение неотложной помощи после того, как она на полном серьезе сказала ему: „Мне хочется убить себя“. Триш утратила интерес к жизни и способность радоваться около четырех месяцев назад. Со временем симптомы усиливались. За этот период из-за потери аппетита пациентка похудела на 14 фунтов. Несколько раз в неделю она просыпалась в 3 часа ночи и больше не могла заснуть. Триш чувствовала усталость, подавленность и испытывала проблемы с концентрацией внимания. Она работала в офисе завода по производству собачьего корма. В какой-то момент пациентка стала убеждать себя, что совершила ошибку, которая может привести к гибели тысяч животных. Триш боялась ареста и хотела покончить с собой, чтобы не попасть в тюрьму».
В МКБ-10 подробное описание критериев депрессии разной степени тяжести находится под кодами F32 «Депрессивный эпизод» и F33 «Рекуррентное депрессивное расстройство», а в DSM-5 его можно найти в разделе «Большое депрессивное расстройство». Обычно диагноз ставят, если признаки заболевания не оставляют человека больше двух недель.
Триш продемонстрировала все девять ключевых симптомов, описанных в американском классификаторе: подавленное настроение, потеря веса, отсутствие радости, бессонница, тревога, перманентная усталость, сильное чувство вины, снижение внимания и мысли о самоубийстве, — потому ее случай можно назвать эталонным, но не типичным. Чаще всего люди жалуются на меньшее количество симптомов, однако это не означает, что им не нужна помощь.