Правда о легендарной схватке Пересвета и Челубея
Мировая История | Исторические Факты
Все знают, как перед началом Куликовской битвы сразились русский воин Пересвет и татарский богатырь Челубей. И оба погибли.
Свидетельство «Сказания о Мамаевом побоище»
«Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трёх сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и выступив из рядов сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться». И был на голове его шлем как у архангела, вооружён же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня! Чаду моему Якову – мир и благословение!» — бросился на печенега и добавил: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!» Печенег же устремился навстречу ему, и христиане все воскликнули: «Боже, помоги рабу своему!» И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».
Так рассказано об этом событии в «Сказании о Мамаевом побоище».
Как Пересвет очутился в войске
То же «Сказание» говорит, откуда взялись Пересвет и Ослябя в войске Дмитрия Донского.
Отравляясь на битву, великий князь заехал за благословением в Троицкую лавру к Сергию Радонежскому. «Князь же великий сказал: «Дай мне, отче, двух воинов из своей братии – Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябю, тем ты и сам нам поможешь». Старец же преподобный велел тем обоим быстро сготовиться идти с великим князем, ибо были известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили. Они же тотчас послушались преподобного старца и не отказались от его повеления. И дал он им вместо оружия тленного нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золочёных возлагать на себя».
Итак, Пересвет и Ослябя были известными витязями, принявшими монашеский постриг у святого Сергия.
Свидетельство «Задонщины»
Другое произведение, повествующее о Куликовой битве – «Задонщина» – рассказывает про Пересвета и Ослябю совсем иначе. Оно, прежде всего, совсем ничего не упоминает о поединке с Челубеем.
«Пересвета-чернеца, брянского боярина, на место суда привели. И сказал Пересвет-чернец великому князю Дмитрию Ивановичу: «Лучше нам убитыми быть, нежели в плен попасть к поганым татарам!» Поскакивает Пересвет на своём борзом коне, золочёными доспехами сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона великого на берегу… И говорит Ослябя-чернец своему брату Пересвету: «Брат Пересвет, вижу на теле твоём раны тяжкие, уже, брат, лететь твоей голове на траву ковыль, а сыну моему Якову лежать на зелёной ковыль-траве на поле Куликовом, на речке Непрядве, за веру христианскую, и за землю Русскую, и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича».
По «Задонщине», Пересвет погиб не в поединке, а в ходе самой битвы, ближе к её концу, когда уже были «многие посечены».
Общее в свидетельствах
Нетрудно заметить общее про Пересвета в обеих поэмах. Он был прежде знатным воином (возможно, даже боярином), потом стал монахом, у него был брат Ослябя (вероятно, не кровный, а духовный, из иноческой братии). У кого-то из них двоих был сын Яков, который тоже участвовал в битве и, возможно, там погиб. Пересвет пал на Куликовом поле, про судьбу Осляби ничего неизвестно.
Дальше показания двух источников сильно расходятся.
Поединка не было
«Задонщина» была составлена почти «по горячим следам» Куликовской битвы – не позднее 1420 года. «Сказание о Мамаевом побоище» сочинялось не ранее 1480 года – через сто лет после Куликовской битвы.
Историки давно пришли к выводу, что сведения «Задонщины» точнее, чем «Сказания о Мамаевом побоище» и меньше страдают эпическими преувеличениями. Ну взять хотя бы описание Челубея в «Сказании»: рост в пять сажен! Даже если это самая маленькая, так называемая маховая или простая сажень, длиной полтора метра, то Челубей был ростом семь с половиной метров!
Дмитрий Донской не мог являться за благословением к Сергию Радонежскому перед битвой с Мамаем. В ту пору московский князь и неформальный духовный авторитет Руси находились в жёстком конфликте. Дмитрий не признавал присланного на Русь митрополита Киприана, которого поддерживал Сергий, и хотел возвести на митрополичью кафедру своего любимца Митяя, коего Сергий проклял.
Ни из одного источника неизвестен князь Владимир Всеволодович, из чьего полка на Куликовом поле якобы был Пересвет.
Остаётся, по всей видимости, признать, что ближе к исторической истине свидетельство «Задонщины»: никакого поединка между Пересветом и неким гигантским «печенегом» из татарского войска перед Куликовской битвой не происходило.
Мастер конных поединков, Челубей не знал поражений еще и потому, что его копье было на метр длиннее обычного.
В поединке с ним ни один противник не мог нанести ему удар, так как более длинное копье Челубея выбивало противника из седла.
Знал ли об этом Пересвет. Неизвестно. Но именно отсутствие доспех позволило ему нанести смертельный удар непобедимому Челубею.
Всадники разъехались и разогнав коней, начали сближаться.
Богатыри ринулись на встречу друг другу, как две молнии…
А когда ударились копьями, как сказано в летописи «едва земля не преломилась под ними».
Копье Челубея на большой скорости прошло сквозь мягкие ткани тела Пересвета, не успев вышибить его из седла и тогда он смог приблизится к противнику и нанести ему удар.
Удар копья Пересвета пришелся в щит Челубея, пробил щит насквозь и поразил его насмерть.
Челубей, получил смертельную рану и рухнул на землю, головой к ордынским войскам.
Несмотря на пробитую копьем грудь, Пересвет остался сидеть в седле и сумел доскакать до русского войска.
Гибель «бессмертного» и непобедимого воина-мага на глазах войска Золотой Орды, вызвало замешательство.
В воздухе витал вопрос:
Кто это русский, сумевший противостоять сильнейшему из всех воинов.
Был нарушен привычный ход вещей.
У воинов Орды пошатнулась вера и появился страх.
Жертвенный подвиг Пересвета вдохновил русских воинов, которые ринулись в бой.