Как запустить маркетплейс в 2024 году

Как запустить маркетплейс в 2024 году

В электронной коммерции существует две основных бизнес-модели: интернет-магазины, где владелец бизнеса и продавец — это одно лицо, и маркетплейсы — платформы, где представлено множество вендоров или продавцов. Сегодня мы расскажем о втором варианте, поскольку именно маркетплейсы демонстрирует впечатляющий рост последние несколько лет.

Зачем запускать маркетплейс?

Маркетплейс — это торговая платформа с несколькими продавцами, называемыми вендорами, где они продают свои товары или услуги. Покупатели приходят на маркетплейс и получают возможность приобрести товар у разных вендоров.

Перечислим несколько причин, почему запуск маркетплейса — очевидный выбор при переходе действующего бизнеса в онлайн или создания бизнеса с нуля сразу в онлайн-формате:

— Увеличение дохода. Маркетплейс поможет вам охватить более широкую аудиторию и увеличить продажи за счет ассортимента разных продавцов.

— Рентабельность. Создание маркетплейса является более выгодным, чем открытие физического магазина или продажа через сторонних розничных продавцов.

— Масштабируемость. Маркетплейс позволяет легко масштабировать бизнес за счет добавления новых товаров или услуг без необходимости в дополнительном физическом пространстве магазина.

— Данные о клиентах. Онлайн-платформы для маркетплейсов позволяют собирать ценные данные о клиентах, которые помогут вам лучше понять свою целевую аудиторию и улучшить вашу маркетинговую стратегию.

— Гибкость. Онлайн-площадкой можно управлять из любой точки планеты и в любое удобное время.

— Улучшение качества обслуживания клиентов. Маркетплейс позволяет обеспечить бесшовный и удобный процесс совершения покупок для ваших клиентов, что приводит к повышению их лояльности и удовлетворенности.

Виды маркетплейсов

В зависимости от целевой аудитории маркетплейсы подразделяются на:

— B2C (бизнес для потребителя). Эта модель предполагает продажу товаров или услуг напрямую покупателям-физическим лицам. Примеры: Ozon, Wildberries, Mojoo и Lamoda.

— B2B (бизнес для бизнеса). Эта модель предполагает продажу товаров или услуг другим юридическим лицам. Примеры: Resellup.ru и Пульс Цен.

— B2B2C (бизнес-бизнес-потребителю). Здесь покупателями могут быть как физические, так и юридические лица. Пример: Комус.

— P2P (одноранговая сеть). Здесь сделки выполняются между частными лицами напрямую. Примеры: Яндекс.Такси и Авито.

— D2C (Direct-to-Consumer). Онлайн-платформы, которые позволяют производителям продавать свою продукцию напрямую клиентам без посредников. Такие маркетплейсы становятся популярными, поскольку все больше потребителей предпочитают покупать товары непосредственно у производителя.

Еще одна классификация основывается на том, что продается на маркетплейсе:

— Маркетплейс товаров. Среди маркетплейсов, продающих исключительно товары, можно выделить Lamoda, Mojoo и Ozon.

— Маркетплейс услуг. Платформы, ориентированные только на продажу услуг — Фриланс.ру и Профи.

— Все в одном. Эта модель предполагает продажу товаров и услуг на одной платформе. Пример: Авито.

Альтернативно маркетплейсы можно разделить на:

— Нишевые. Эта модель предполагает создание маркетплейса для определенной ниши. Вы можете сосредоточиться на какой-то отрасли, которую вы знаете лучше всего: модной одежде, фармацевтике, автомобильных запчастях или любых других товарах/услугах, о которых у вас есть глубокие знания. Примеры: ВсеИнструменты.ру и М.Видео.

— Универсальные. Маркетплейсы, предлагающие широкий спектр товаров и услуг без определенной специализации. Примеры: Lamoda, Яндекс.Маркет, Wildberries.

В зависимости от географии присутствия маркетплейса бывают:

— Международные. Международный маркетплейс предполагает обмен товарами, услугами и идеями между странами мира независимо от их местонахождения.

— Локальные или региональные. Такие маркетплейсы соединяют покупателей и продавцов в пределах географического региона. Это позволяет людям покупать и продавать товары или услуги в пределах своего сообщества, способствуя местной торговле и поддерживая малый бизнес.

В зависимости от модели монетизации, владелец может получать доход за счет:

— Комиссии за услуги. На таких маркетплейсах взимается процент от каждой транзакции, совершенной на платформе. Эта модель часто используется платформами, на которых продают физические товары.

— Подписки. Платформы, работающие по подписке, взимают регулярную плату за доступ к маркетплейсу. Эту модель обычно используют бизнесы, предоставляющие доступ к цифровым продуктам или услугам.

— Гибридные. Такие маркетплейсы сочетают в себе модели комиссии и подписки. Например, платформа электронной коммерции может взимать комиссию с продаж, совершенных продавцами, но также предлагать этим продавцам премиальные услуги подписки для получения дополнительных привилегий и преимуществ.

Какими характеристиками должен обладать маркетплейс

Независимо от типа маркетплейса, есть ряд характеристик, которые определяют качественно спроектированный маркетплейс:

— Удобный интерфейс

— Расширенные возможности поиска и фильтры

— Безопасные платежные шлюзы

— Встроенные инструменты продавца, чтобы вендоры могли управлять своими товарами, запасами и заказами.

— Настраиваемые витрины для вендоров

— Инструменты аналитики и отчетности

— Система отзывов и рейтингов

— Удобный мобильный дизайн

— Интеграция с корпоративными сервисами

— Поддержка нескольких языков и валют

Как создать сайт для вашего маркетплейса

Существует два варианта, как вы можете создать онлайн-маркетплейс: написать код с нуля, например, на современном фреймворке Laravel или использовать готовую платформу, например, DST Platform с индивидуальной доработкой функционала.

DST Platform для маркетплейсов

DST Platform для маркетплейсов, также известная как DST маркетплейс, — это платформа электронной коммерции, которая позволяет создавать мультиязычные маркетплейсы со множеством вендоров и несколькими витринами (для отдельных редакций CMS). Каждый вендор может предлагать свои товары и услуги на платформе, а владелец маркетплейса получает комиссию с продаж либо использует другую модель монетизации. DST Platform для маркетплейсов имеет открытую архитектуру и основана на проверенных веб-технологиях разработки, таких как PHP, CSS, MySQL, Bootstrap и AJAX.

Открытый исходный код позволяет настраивать CMS под конкретные потребности бизнеса, будь то продажа товаров, услуг, аренды или страхования. Платформа подходит как для создания крупных гипермаркетов, так и для нишевых маркетплейсов. В нашем портфолио есть проекты практически для любых отраслей, включая:

— Промышленное оборудование и строительство. DST Platform позволяет создавать настраиваемые категории и списки товаров, варианты предоплаты и рассрочки и оформления заказа оптом и в розницу.

— Услуги. Маркетплейс можно кастомизировать для различных типов услуг. Вы сможете предлагать персональные рекомендации по продуктам, скидки или вознаграждения за лояльность, использовать возможности бронирования и размещения видео-курсов.

— Фармацевтика. Функции поддержки в режиме реального времени помогут повысить лояльность клиентов.

— Страхование. Вы можете настроить типы страховых товаров и услуг, предлагаемых на вашем маркетплейсе.

— Транспорт. Вы можете создавать категории на основе типа и марки автомобиля, типа запасных деталей и т.д. Удобный поиск облегчит выбор нужных товаров.

— Растения и садовые аксессуары. Интеграция с социальными сетями позволит создавать user-generated контент.

DST Platform для маркетплейсов доступна в нескольких редакциях: Стандарт и Enterprise. Каждая из них предлагает уникальные функции, и предпринимателям часто бывает сложно выбрать подходящую. Сравним все три.

Что выбрать: DST Platform для маркетплейсов, Стандарт или Enterprise?

Все редакции включают основной набор функций для создания маркетплейса, но более старшие редакции предлагают дополнительные возможности, в том числе готовое мобильное приложение.

Базовый функционал DST маркетплейс лицензии Стандарт:

— Панель продавца: У каждого вендора есть своя панель управления, где можно работать с каталогами, заказами, статистикой и платежами.

— Микро-магазин продавца: Вендоры могут создавать отдельное пространство для демонстрации своих товаров.

— Баланс продавца, отчеты и статистика: Вендоры могут отслеживать свои продажи и анализировать их эффективность.

— Инструменты экспорта/импорта: Ускоряют процессы импорта и экспорта товаров.

— Ручные и автоматические выплаты продавцам: Позволяют кастомно настраивать выплаты, в том числе в рамках общих заказов.

— Интеграция с системами складского учета.

— Гибкая система управления заказами: Вендоры могут самостоятельно обрабатывать заказы и обновлять статусы товаров.

Для создания MVP маркетплейса с базовым функционалом и каталогом будет достаточно редакции DST Platform для маркетплейсов Стандарт с быстрой сборкой и запуском, поддержкой сотней вендоров и наличием всех необходимых инструментов для электронной коммерции.

Если у вас крупный бизнес и вы хотите использовать более сложную бизнес-логику, привлечь больше продавцов, то стоит обратить внимание на редакцию DST Platform для маркетплейсов Enterprise, которая предоставляет дополнительные инструменты для расширения проекта.

В отличие от младших редакций DST Platform для маркетплейсов Enterprise позволяет запускать маркетплейс с множеством витрин и даже несколько маркетплейсов с одной панелью управления, т.е. имеет встроенную функциональность мультивитринности. Эта редакция как нельзя лучше подходит, если вы собираетесь масштабировать свой бизнес, и вам нужны отдельные витрины для розничных и оптовых покупателей или разных стран с разной валютой.

Преимущества DST маркетплейс лицензии Enterprise:

— Мультивитринность. Возможность создавать и управлять множеством витрин для мультинишевого маркетплейса.

— Платежи по странам. Позволяют настраивать различные методы оплаты и валюты для каждой страны или региона.

— Фулфилмент от маркетплейса. Включает в себя управление складами, упаковкой и доставкой товаров от имени вендоров.

— Многоскладовость. Работа со складами и пунктами самовывоза из одной системы.

— Мобильное приложение. Подписка на год дает доступ к исходному коду мобильного приложения.

— Общие товары продавцов. Создание общей базы товаров помогает избежать дублирования.

— Комиссии категорий. Установка комиссий в зависимости от категории товара привлекает больше вендоров.

— Промоакции продавцов. Увеличение продаж и продвижение товаров с помощью промоакций.

— Расширенное управление правами продавцов. Администратор может управлять тарифными планами вендоров, настраивая доступ к меню и функциям.

— Оплата напрямую продавцам. Администратор не вовлекается в процесс разделения средств, и оплата поступает напрямую вендорам.

— Более 400 инструментов искусственного интеллекта

Общие рекомендации по кастомизации

Как мы говорили выше, конкурентным преимуществом платформы DST Platform является открытый код и широкие возможности настройки и доработки платформы под индивидуальные потребности каждого бизнеса. Вот несколько идей, как можно кастомизировать свой маркетплейс:

— Брендирование. Настраивайте внешний вид вашего маркетплейса в соответствии с индивидуальностью вашего бренда. Это включает в себя цветовую схему и общий дизайн для онлайн и офлайн-ресурсов.

— Пользовательский интерфейс. Улучшайте пользовательский интерфейс и навигацию, чтобы покупателям было проще ориентироваться внутри вашего маркетплейса. Сюда входит общий вид, функции поиска и фильтры.

— Варианты оплаты. Настраивайте варианты оплаты, доступные покупателям и вендорам. Это включает в себя интеграцию с различными платежными шлюзами и настройку комиссий.

— Варианты доставки. Расширяйте варианты доставки, доступные покупателям и вендорам. Добавьте больше различных способов и тарифов доставки.

— Каталог товаров. Кастомизируйте списки товаров, добавляя расширенные описания продуктов и изображения. Подключайте ленты социальных сетей и виджеты отзовиков.

— Отзывы и рейтинги. Настройте систему отзывов и рейтингов, чтобы стимулировать клиентов оставлять отзывы.

— Поддержка клиентов. Настройте параметры поддержки клиентов, доступные покупателям. Это включает в себя поддержку в чате, а также поддержку по электронной почте или телефону.

В целом, кастомизация маркетплейса важна для создания уникального и запоминающегося опыта для ваших пользователей. Она также поможет вам выделиться среди конкурентов и повысить лояльность к бренду.

Как создать MVP маркетплейса

Для тех, кто только стартует онлайн-продажи, мы всегда рекомендуем начинать с создания MVP маркетплейса. MVP (минимально жизнеспособный продукт) маркетплейса — это базовая версия проекта, которую можно запустить для тестирования рынка и сбора отзывов от пользователей. Обычно MVP включает в себя только основные функции, необходимые для совершения покупки.

В целом, при разработке первой версии маркетплейса основное внимание уделяется созданию простого и интуитивно понятного пользовательского интерфейса и панели вендора при сокращении времени и затрат на разработку полноценного приложений на начальном этапе. Именно поэтому готовые CMS, такие как DST Platform, идеально подходят для MVP, ведь в них уже есть встроенный функционал для быстрого запуска проектов.

Также уже на этапе MVP важно учитывать масштабируемость используемой платформы, чтобы быть уверенными в возможности дальнейшего развития бизнеса. Идеальным решением будет проектирование архитектуры будущего сайта для выбора подходящего техстека для вашего проекта и понимания того, что доступно по умолчанию в выбранной платформе, а что нужно разрабатывать с нуля или расширять с помощью кастомной доработки.

Команда DST Global специализируется на разработке кастомных маркетплейсов на платформе DST Platform с 2005 года. Наша экспертиза помогает создавать современные конкурентоспособные маркетплейсы для любых бизнес-моделей. Мы также предлагаем техническую поддержку и сопровождение проектов для бесперебойной работы вашего онлайн-бизнеса.

11:28
3