Звукорежиссёры
17 февраля 2019
Почему аудиотехника должна иметь диапазон воспроизводимых частот от 20 Гц до 20 кГц. О диапазоне музыкальных инструментов и певцов. Небольшое лирическое отступление во времена магнитной записи и ламповой техники. Эксперименты с тон-компенсацией и тест на восприятие инфразвуков.
Откровенно говоря, это мой первый опыт в жанре видео-бога. Не судите строго. Я знаю, что ляпов полно, но, возможно, в этом тоже что-то есть.
Короткое, полезное видео о том, как добавить треку глубину. Что отвечает за глубину в музыке?
Четыре фокуса с реверберацией
Профессиональные звукорежиссёры и продюсеры при создании качественного коммерческого звука зачастую применяют хотя бы один из четырех описанных в данной статье приемов или разные их сочетания. Несмотря на очевидность всех этих «фокусов», мало кто догадывается об их существовании и применяет их на практике. А зря…
1. Двойная реверберация
Этот подход встречается довольно редко, по сравнению с традиционным использованием реверберации подключённой по методу «в посыл». Суть посыла (send) состоит в создании отдельного канала с эффектом, на вход которого можно дозировано подавать аудио-сигнал с основного, обрабатываемого.
В разрыв (insert) канала посыла в таком случае подключается ревербератор, в настройках которого соотношение обработанного (wet) и сухого (dry) сигнала устанавливают таким образом, чтобы на выходе посыла присутствовал только обработанный сигнал.
Суть двойной реверберации состоит в отправлении на канал посыла уже частично обработанного реверберацией сигнала. Для этого в разрыв обрабатываемого канала помещается ревербератор с очень коротким временем затухания (до 1 сек). Далее этот сигнал отправляется по классической схеме на канал-посыл с ревербератором, например, создающим эффект помещения.
2. Вирусная реверберация
Данный эффект назван так потому, что суть его действия похожа на распространение вирусов. В чем же он заключается?
Допустим, у нас есть несколько взаимосвязанных между собой каналов, например, канал бас-бочки, малого барабана и overhead-микрофонов, которые ловят звуки всех тарелок и общий звук барабанной установки.
Направив в посыл с реверберацией, например, только канал малого барабана мы при определенном уровне соотношения сухого и обработанного сигнала начинаем слышать реверберацию и на других каналах. Так, отправив лишь один канал в посыл, мы обогащаем всю установку объемом некоего помещения.
Этот фокус построен на психоакустических особенностях нашего восприятия. Поэтому заглушив дорожку обработанного ревербератором барабана, мы лишаем мнимого объема и остальные инструменты, на которые повлияла эта вирусная реверберация.
3. Пространственная расстановка
Профессионалы используют реверберацию не только для того, чтобы наделить звук объемом, но еще и для того чтобы отдалить или приблизить его к слушателю.
Грубым примером является использование какого-либо масштабного пресета наподобие «пещера». Долго затухающий хвост реверберации создаёт иллюзию отдаленности обработанного такой реверберацией звука.
Разумеется, подобная обработка весомо загрязняет микс, занимая в нём слишком много места, поэтому ее следует использовать только в ключевых местах и в ограниченных количествах.
Благодаря эффекту реверберации можно удалять и приближать звук с помощью регулировки затухания высоких частот и времени пред-задержки (pre-delay).
При быстром подавлении высоких частот звук кажется дальше, так как воздух поглощает высокие частоты быстрей, чем низкие и средние. Если же высокие частоты не подавлять, то эффекта отдалённости источника звука не произойдёт и он станет слышимым просто как спецэффект.
Время пред-задержки – это время, которое проходит от всплеска чистого звука до начала аналогичного всплеска уже обработанного ревербератором. Иначе говоря, это один из факторов, формирующих расстояние до воображаемой поверхности, отражающей звук.
Таким образом, при большом времени пред-задержки обработанный звук кажется слушателю находящимся в объемном пространстве, но, в то же время, близким к слушателю. При малом или нулевом времени пред-задержки звук кажется находящимся вдалеке в объемном пространстве.
4. Обработанная реверберация
К этой когорте фокусов относятся все манипуляции с обработанным реверберацией звуком.
Одним из наиболее примечательных эффектов является обратная реверберация. Для того, что бы её получить, необходимо реверсировать исходный звук, деструктивно обработать заранее подобранной реверберацией, и реверсировать обратно. После такой обработки хвост реверберации будет не спадать после всплеска звука, а наоборот нарастать перед ним.
Другие методы включают обработку реверберированного сигнала прочими эффектами. Например, в разрыв канала посыла с ревербератором можно подключить фейзер, или октавер. Таким образом, профессионалы получают чистый исходный звук и обработанный спецэффектами хвост реверберации за ним.
В целом методов использования реверберации огромное количество. В данной статье было перечислено лишь 4 из них. Я советую вам постоянно экспериментировать с реверберацией, чтобы постоянно находить всё новые и новые виды получаемых в результате обработки эффектов.
Как добиться лампового звучания при сведении.
В этом видео Джейсон Мосс покажет интересный трюк, чтобы заставить вокал звучать более ясно и выдвинет его вперед.