Почему все носят кроссовки и худи? Как спортивный стиль захватил подиумы и наш гардероб
О том, каким образом тренд на массивные кроссовки и спортивные куртки связан с влиянием Коко Шанель и бунтарскими 1960-ми.
Оглядываясь по сторонам на улице или просматривая фотоотчёты с показов подиумной моды, можно заметить, что спортивный стиль стал неотъемлемой частью мейнстрима. Кто-то иронизирует над «гламурными гопниками», заполонившими мегаполисы, кто-то не понимает, зачем всё время одеваться так, будто собрался на пробежку. И главный вопрос: почему люди готовы тратить на это столько денег?
Как всегда бывает при таких заметных изменениях в модных вкусах общества, единого ответа нет. Перед нами совокупность сразу нескольких факторов, которые сошлись в единой точке. Для лучшего понимания происходящего нужно обратиться к истории, тогда мы заметим удивительные параллели: инициированный творчеством нашумевших Гоши Рубчинского и Демны Гвасалии (креативного директора Balenciaga и главного дизайнера Vetements) переворот в нашем модном сознании пересекается с деятельностью Коко Шанель и даже образом денди XIX века. Расскажем об этом подробнее.
Разрыв поколений и внимание к уличной моде
С каким десятилетием сравнить нашу реальность? Конечно, на каждом углу люди кричат: «90-е! 90-е! 90-!» Но отмотаем плёнку ещё немного назад. А именно — в 60-е.
Во многом можно найти схожие черты, главной из которых будет разрыв поколений, причём говорящий не об извечных проблемах отцов и детей, а подразумевающий целую пропасть между людьми разных миров.
В 60-е годы движение хиппи и поп-арт — нечто совершенно новое и невероятное — завоёвывают сердца молодых людей и создают непреодолимую пропасть между поколениями. Сегодняшние подростки взрослели с планшетами в руках и привыкли всё делать онлайн: покупать, учиться, зарабатывать.
Они совершенно иначе мыслят и воспринимают этот мир, и именно они формируют сегодняшнюю новую волну.
Ещё одно занятное совпадение: подчёркнутое внимание именно к уличной моде, которая в итоге начинает диктовать свои правила подиуму, вдохновлять самых именитых дизайнеров. Так было и во времена «свингующего Лондона», когда мини-юбки с улиц пришли на подиумы. То же мы видим и сейчас: репортажи об уличном стиле на неделях моды вызывают не меньший, а то и больший интерес публики, чем сами показы.
Кроссовки Balenciaga Triple S / hypebeast.com
Чтобы оставаться в тренде, традиционно люксовые бренды делают коллаборации со спортивными марками. Такие коллекции распродаются за несколько часов, за ними стоят в очереди. За примером далеко ходить не нужно: вещи из нашумевшей коллаборации Supreme и Louis Vuitton перепродавалисьПерекупщики продают футболки Louis Vuitton x Supreme за полмиллиона рублей по цене в 10 и даже 100 раз выше первоначальной, а недавно презентованная совместная коллекцияКапсульная коллекция Fendimania Fendi и Fila исчезает из магазинов за считаные часы. Спортивный стиль является частью общей культуры современности, а не какой-то отдельной субкультуры — отсюда такой ажиотаж.
Отголоски обрядов инициации
Спорт — это вообще про что? Спорт — это в первую очередь инициация.
Так повелось, пожалуй, с тех самых пор, как первый человек вылез из пещеры и подслеповатыми глазами взглянул на звёзды. Неотъемлемой частью жизни мальчика было развитие в себе навыков выживания в агрессивном окружающем мире: догнать, убежать, перепрыгнуть, метнуть, поднять. Только доказав владение этими навыками, он мог называться мужчиной. Впоследствии эти навыки сформировали отдельные виды спорта: бег, метание копья/диска, тяжёлая атлетика. Так что тема инициации очень важна, она красной нитью проходит через всю историю человечества. Мода не стала исключением.
Интересно заметить, что изначально девочка из спортивной жизни была исключена. С одной стороны, это просто интересный факт. А с другой — именно это в итоге и сформировало отношение к телу и одежде у разных полов. Вспомните древнегреческие статуи. Мужские тела изображаются обнажёнными, каждый мускул чётко очерчен, ведь главным в мужчине была физическая сила. А женщины, за исключением нескольких богинь, изображались полностью прикрытыми тканью — никто и не думал подчёркивать детали их физического развития. Так и продолжалось веками. До определённого момента.
На рубеже XIX–XX веков начинают активно продвигаться идеи женской эмансипации. Одной из важных частей нового женского образа стало стремление к активной жизни и, соответственно, к изменению гардероба. Именно одежда для динамичного образа жизни и начинает подтачивать многовековые устои домостроя. Костюм для катания на велосипеде взбудоражил общество!
Женский костюм для катания на велосипеде, рубеж XIX–XX веков
Стало понятно: женщине, чтобы стать независимой, нужно в первую очередь стать независимой от своего гардероба. Убрать корсет было относительно легко, как доказали сразу несколько дизайнеров, но этого было мало. Полностью переосмыслить женский силуэт — вот какая стояла задача. И тут-то мы подходим к эпохе Шанель. Забавно осознавать, что мы уже не воспринимаем её стиль как спортивный, а именно таким он в 20-е годы XX века и был. То есть революция в женском гардеробе шла рука об руку со спортом и эмансипацией. В итоге мы возвращаемся всё к той же инициации.
Костюмы Коко Шанель, 1920-е
Кроме того, в спорте всегда присутствовал некий элемент бунта. Сегодня он принял несколько более резкую форму: докажи, что ты можешь, — just do it! Подобные настроения очень близки молодёжи, подросткам, которые ещё только начинают свой путь в этом мире: они ищут себя, разочаровываются, теряют уверенность и снова обретают её, проигрывают и побеждают. При этом совсем не обязательно заниматься спортом, просто одевайся в спортивном стиле, и это покажет окружающим, что ты борец, быстрый, уверенный в себе и достойный.
Любовь к образу «плохиша»
Использование элементов стиля, поведения, лексикона деклассированных личностей для усиления собственного образа, придания ему большей экспрессивности далеко не нова. Опять же, не обязательно быть панком, рокером, байкером, гопником, чтобы транслировать миру, что вы не так просты и безобидны, как может показаться. Достаточно просто позаимствовать внешние атрибуты, ведь именно одежда — самый простой способ показать миру своё истинное «я». Это особенно актуально для мегаполиса, где миллионы людей едва ли находят время, чтобы завести новых друзей и узнать кого-то поближе.
Сюда же отнесём неугасающий интерес к панкам. Все эти драные джинсы именно оттуда.
Вы можете быть хорошим мальчиком или прилежной девочкой, но ваша одежда говорит: «Анархия! Вызов обществу! Не подходи, а то хуже будет!»
Весь спортивный стиль сегодняшнего дня отчасти держится на этом принципе. Заимствования идут в основном из 80-х и 90-х. Почему именно этот период? Он достаточно близок, чтобы помнить общие направления, и достаточно далеко, чтобы всё плохое стёрлось из памяти. Спортивный стиль этого периода — это хип-хоп, развивавшийся в американском гетто. Отсюда бунтующие парни и девчонки, для которых дорогие кроссовки и аксессуары если не предел мечтаний, то цель на ближайшие пару месяцев уж точно. Иначе как объяснить тот факт, что они готовы стоять по 5–6 часов на морозе, чтобы получить право на покупку новых Yeezy Boost?
Кроссовки Adidas Yeezy Boost / varlamov.ru
Есть ещё один аспект. Сегодняшняя молодёжь — это поколение, которое формировалось в эпоху постоянных террористических угроз и связанной с этим информационной истерии. Из-за крайне нервозной обстановки в мире бунт поколения обращён к чему-то очень опасному, отсюда желание «защититься». Поэтому не стоит удивляться популярности брутальных и «тюремных» луков от Гоши Рубчинского и Vetements. Это дух нашего времени: «Предупреди мир о своей готовности сражаться, чтобы сражаться не пришлось».
Слева — лук от Гоши Рубчинского, справа — Vetements / pinterest.ruДемонстративное потребление
Здесь всё просто: до формирования среднего класса было чёткое разделение на слуг и господ, а главная задача высшего (правильнее сказать — праздного) класса состояла в том, чтобы максимально отличаться в своих потребительских привычках от остальных. Но с развитием среднего класса в моде начинаются иные процессы. Сначала образ праздного класса копируют буржуа, а потом этот образ постепенно опускается всё ниже и ниже, и в конечном итоге портовые путаны кутаются в дорогие меха и блистают украшениями. Это был огромный удар по самолюбию сливок общества, и перед ними встала задача поиска новых форм демонстрации своего богатства.
Это применимо и к нашему времени, разве что колесо вращается быстрее. Вспомним Versace: легендарные принты прошли путь от лучших подиумов и легендарной коллаборацииЛукбук: Versace for H&M с H&M до перехода на Тверской.
Коллаборация Versace x H&M / vogue.ru
А показDolce & Gabbana, осень-зима 2013/2014 Dolce & Gabbana 2013 года с их византийскими принцессами стал апогеем чрезмерного гламура на грани с театральностью и одновременно закатом «тяжёлого люкса» в моде. Это всем надоело, стало скучно, так начали формироваться новые правила игры, которые к настоящему моменту приняли без преувеличения все игроки модного мира.
Показ Dolce & Gabbana / vogue.ru
Как было отмечено в самом начале, такой переворот происходил и раньше. В начале XIX века денди со своей нарочитой простотой в образе, вдохновлённой униформой более низкого класса, пришли на смену бушующей роскоши.
Слева — мужской наряд XVIII века, справа — денди XIX века
То же самое со спортом — это изменения в сторону нарочитой и порой гротескной простоты. Так что сегодня мы наблюдаем просто ещё один поворот колеса демонстративного потребления праздного класса, оформленный в постсоветские «лихие» одежды от Демны Гвасалии. Добавим сюда уличный бунт молодёжи — это и есть мода 2018 года.
Мода — это легко, но в то же время сложно. Однако крайне занятно. Теперь, провожая взглядом очередные массивные кроссовки Balenciaga, вы будете понимать, откуда всё это.