Великобритания возвращает управление ядерным арсеналом из частных рук
«Приватизация» ядерной дубинки
Как только холодная война закончилась распадом Советского Союза (Soviet Union, USSR), в Великобритании (United Kingdom, UK, U.K.) решили сократить расходы на поддержание собственного ядерного арсенала в боеготовности. Для этого в 1993 году все атомные оборонные активы передали в управление компании Atomic Weapons Establishment (AWE). До 1999 года управление компанией было в руках фирмы Hunting-BRAE.
Логика правительства была понятна и проста – обеспечить экономию бюджетных средств на разработку, хранение и эксплуатацию ядерного оружия через заключение договора с частной организацией. Частники и деньги будут эффективнее расходовать, и подбором персонала заморачиваться не придется. Членство Великобритании в рядах НАТО/NATO/OTAN (братья по ядерному клубу в случае чего помогут) и заметно ослабший ударный потенциал России (Russia) также были немаловажными причинами для снижения внимания в собственному арсеналу.
Конечно, говорить о том, что британцы доверили своё ядерное оружие первым встречным коммерсантам, нельзя. Во-первых, с 1999 года акции AWE принадлежат вполне серьезным компаниям Lockheed Martin (51%), Serco (24,5%) и Jacobs Engineering (24,5%). Из этой тройки только Serco является британской компанией, остальные из США (USA). Во-вторых, право вето на любое решение акционеров или гипотетическая «золотая акция» остается все-таки в руках правительства Великобритании. Это во многом ограничивает свободу действий менеджеров AWE. К примеру, они не могут взять и вывести весь арсенал за пределы страны. В конце XX века англичан такая схема вполне устраивала, и в 1999 году Лондон перезаключил контракт с AWE еще на 25 лет. При этом владельцем всех зданий и производственного оборудования осталось Министерство обороны (Ministry of Defence, MOD, MoD) Великобритании.
В первые же годы работы AWE вывела из состава вооруженных сил Великобритании свободнопадающие атомные авиабомбы WE177, оставив только баллистические Trident морского базирования. Сейчас ядерное сдерживание Туманного Альбиона держится на четырех атомных подводных лодках класса Vanguard (Vanguard-class submarine) с 16 баллистическими ракетами на борту каждой. Несмотря на то, что Trident — это совместная с американцами разработка, в Великобритании используют собственную боеголовку Holbrook мощностью по 100 килотонн. AWE занималась все это время мелкой модернизацией ракет, сборкой боеголовок для новых, а также техническим обслуживанием.
Штаб-квартира «атомного подрядчика» располагается в альма-матер ядерной программы англичан в городке Олдермастоне (Aldermaston). В Бургфилде (Burghfield) осуществляется окончательная сборка боеголовок для Trident, а в Кардиффе (Cardiff) работают со смертоносной начинкой атомного оружия. В Блэкнесте (Blacknest) располагается подразделение, занимающееся ядерной сейсмологией. Это направление позволяет по сейсмической активности отличать испытания ядерного оружия от обычного землетрясения, а также определять источник взрыва и его мощность. В AWE сейчас работают около 6000 сотрудников, часть из которых также ведет исследования в области математического моделирования ядерных испытаний и расчетов эксплуатационной надежности боеголовок. Кстати, специалисты AWE были привлечены к расследованию покушения на Александра Литвиненко (Alexander Litvinenko), и без их помощи радиоактивный полоний в организме отравленного не был бы обнаружен.
Контора активно сотрудничает с Лос-Аламосом (Los Alamos, New Mexico, USA) и в начале 2000-х вместе с американцами даже проводили разрешенные подземные атомные взрывы. В испытаниях использовали так называемые докритические минизаряды, на которые конвенция не распространяется.
Все это позволяет британцам поддерживать свою атомную оружейную программу в относительном тонусе, хотя она почти целиком и полностью зависит от Соединенных Штатов еще с 1958 года. В этот год было подписано соглашение о сотрудничестве Лондона и Вашингтона в области ядерного оружия. Хотя сотрудничеством это сложно назвать, учитывая потенциалы двух стран. Поэтому скорее речь идет о покровительстве со стороны США. Англичане исправно раз в десять лет продлевают договор.
В обязанности AWE помимо совершенствования оружейного щита, входит утилизация отслуживших свое атомных боеприпасов и отходов производства. Это направление деятельности часто попадает в поле зрения местных активистов за ядерное разоружение. Экологи то несанкционированные выбросы трития в речку обнаружат, то откопают истории о многочисленных пожарах на объектах компании. Английские пацифисты выбрали головной офис AWE в Олдермастоне (Aldermaston) в качестве главного объекта нападок, и регулярно организуют вблизи ядерных объектов показательные акции.
Под крыло государства
Особых нареканий относительно работы AWE у Лондона не было, по крайней мере, об этом открыто не заявляли.
И вот в начале ноября министр обороны Бен Уоллес (Robert Ben Lobban Wallace) письменно заверил акционеров компании, что военные досрочно расторгают контракт и уже в июне 2021 года полностью вернут ядерный сектор страны под свой контроль.
Напомним, договор был заключен в 1999 году сроком на 25 лет. У британской Serco после такого объявления стало серьезно плохо – акции на бирже упали на 12%. Компания вообще серьезно зависит от государственных денег, и потеря нескольких десятков миллионов фунтов стерлингов дохода может нанести серьезный удар особенно в эпоху пандемии.
Гиганты Lockheed Martin и Jacobs Engineering от досрочного разрыва не особо расстроились, и акции компаний скорректировались незначительно.
Интересно, что Министерство обороны приняло такое решение не впопыхах. Еще в 2019 году в упоминаемый контракт внесли изменения, по которым правительству разрешалось досрочно прекратить сотрудничество.
Во многом такой шаг связан с назревающей самостоятельностью Великобритании в области разработки ядерных боеголовок. Лондон планирует в ближайшее десятилетие принять на вооружение новые атомные субмарины класса Dreadnought, в которых Trident II будет заменен на новые более совершенные межконтинентальные баллистические ракеты. Примерная стоимость новых Дредноутов (Dreadnought) оценивается в 31 миллиард фунтов стерлингов.
Разрабатывать ракетное оружие для субмарин планируется с привлечением технологий перспективной американской МБР W93. Стоит подчеркнуть, что только с привлечением зарубежных технологий, а не слепого копирования ракет, что, кстати, запрещено конвенцией о нераспространении ядерного оружия. Именно по этой причине англичане вернули себе управление собственным оружием массового уничтожения из рук американцев. После 28 лет «частного владения» британское ядерное оружие вернется в руки правительства.
Этот факт нельзя не рассматривать как очередное свидетельство возвращения времен холодной войны. Ключевые игроки мирового ядерного круга качественно и количественно наращивают свой потенциал, и Великобритании придется тратить миллиарды, чтобы остаться в этом элитном клубе. И здесь уже не до экономии на внешнем управлении активами.