Семья и бизнес – как совместить?
Какие же аргументы можно назвать «за» семейный бизнес?
Среди преимуществ можно назвать, например, такие:
— Возможность членам одной семьи заниматься общим делом – это объединяет и укрепляет отношения;
— Это эффект синергии при построении и развитии бизнеса – когда совместный вклад каждого члена семьи в общее дело в сумме даёт бизнесу необычайно большую энергию, особенно на старте;
— Это возможность изменить образ жизни всей семьи практически одновременно – это выход на новый уровень ответственности, возможность реализовать свой потенциал для каждого члена семьи практически без ограничений, это новый круг общения, это более высокий уровень решаемых задач, более высокая степень социальной активности;
— Это возможность приобщения детей к бизнесу, передача им нового опыта и знаний, обучение их навыкам предпринимательства и управления людьми уже со школьной скамьи, не просто по книжкам, а на практике.
Ч Что же такое семейная компания, какой бизнес можно назвать семейным?
В нашей стране с понятием «семейный бизнес» чаще всего ассоциируют мелкий бизнес, который предоставляет рабочие места для членов конкретной семьи. Но наряду с действительно малым семейным бизнесом существуют и средние, и достаточно большие семейные компании с наёмными сотрудниками уже не являющими членами владеющей бизнесом семьи. Определить же семейный бизнес можно так:
— Семейный бизнес – это особая формы совместной трудовой активности и образа жизни членов одной семьи.
— Семейным бизнесом можно назвать такую компанию, которую создали члены одной семьи, и которая впоследствии планируется к передаче по наследству следующему поколению.
Если говорить о технике создания семейного бизнеса, т.е. о том, в какой момент бизнес становится семейным, – то здесь существуют различные варианты. Иногда бизнес изначально планируется как семейный, иногда становится семейным уже в процессе, когда члены семьи со временем подтягиваются к предпринимателю – инициатору создания бизнеса.
Главное, что важно помнить — различия семейного бизнеса и несемейного весьма существенны и владельцам, так же как и сотрудникам в семейном бизнесе эти различия нужно обязательно понимать. Это касается как маленьких, так и уже больших семейных компаний.
Так, например, цель создания семейного бизнеса – обеспечить образ жизни и социальный статус семьи в долгосрочной перспективе, накопить капитал и передать его по наследству. В то же время, цель бизнеса несемейного — обеспечить как можно большую прибыль в краткосрочной перспективе, оправдав ожидания инвесторов.
Понимая это, семья, планирующая создание своего бизнеса, сможет правильно спланировать стратегию компании, привлечь к сотрудничеству «правильных» для бизнеса людей. При создании семейного предприятия не стоит делать ставку на быстрый выход на рынок и быструю прибыль.
Для семейного предприятия важны высокое качество предоставляемых товаров или услуг, важны долгосрочные отношения, порядочность и надёжность по отношению к партнёрам и клиентам. А такая модель бизнес – отношений требует времени и не сочетается с попытками выйти на рынок как можно быстрее, растолкав конкурентов, и захватив место побольше.
Семье, открывающей семейный бизнес, важно понимать это с самого начала, и запастись терпением, отдавая свои силы не борьбе с конкурентами, а анализу рынка и постепенному, настойчивому, уверенному вхождению в рынок.
Спустя какое-то время, семейные компании, благодаря своим ценностям приобретают значительное конкурентное преимущество по отношению к несемейным, им больше доверяют, с ними охотнее заключают новые контракты, от них меньше ожидают подвоха. Там, где семья – там надёжность. Если отношения в семье и бизнесе построены правильно.
Очень важным для семьи, владеющей бизнесом, работающей в этом бизнесе, является умение разделять вопросы семьи и бизнеса, умение правильно распределять функции и роли, как в семье, так и в бизнесе.
Очень интересным является тот подход к распределению ролей и функций в семье и бизнесе, который предлагает Ицхак Калдерон Адизес. Он звучит примерно так:
Чтобы организация была успешной, т.е. эффективной и результативной в ближайшей и долгосрочной перспективе, она должна выполнять 4 основные функции:
производство результатов (производство продукции, оказание услуг, обеспечение притока денег и ресурсов, самоотверженный труд);
администрирование (управление внутренними процессами, порядок отношений, документооборот, организация обучения);
предпринимательство (развитие, стремление вперёд, виденье перспективы, новые идеи, творчество, нововведения);
интеграцию (объединение людей, поддержание у них интереса и желания быть вместе, работа с полной отдачей, забота о людях, поддержка).
Уникальность такого подхода состоит в том, что данная система в равной степени применима как к семье (маленькой организации) так и к бизнесу любого масштаба.
Эта методика позволяет понять и принять, что для успеха семьи, равно как и бизнеса нужны разные люди, выполняющие разные функции и дополняющие при этом друг друга. Помогает понять, что сила команды как раз в том и состоит, что она объединяет разных людей, давая каждому проявить свой потенциал.
Определив сильные и слабые стороны и соответственно те функции и роли, которые каждому в семье свойственны, даны от природы, можно правильно распределить работу, ответственность и полномочия, как в семье, так и в бизнесе. Такой подход помогает семье оставаться семьёй и выстраивать при этом конструктивные деловые отношения в бизнесе.
Выявить эти функции можно с помощью специальной беседы и дополнительного наблюдения или с помощью специального, очень простого теста, а также изучив труды автора этого подхода к функциям менеджмента, И.К. Адизеса.
Тема семейного бизнеса многогранна и обширна, есть в семейном бизнесе много и других нюансов, можно смело сказать, что разговор о семейном бизнесе только начинается.