10 самых крутых мотоциклов СССР

ЯЖЕВОДИТЕЛЬЯЖЕВОДИТЕЛЬ

10 самых крутых мотоциклов СССР

Эти мотоциклы воевали, участвовали в парадах, побеждали в спортивных соревнованиях, так или иначе оставив след в истории нашей страны.

Модель Л-300 производства завода «Красный Октябрь» была первым серийным советским мотоциклом. Л-300 активно использовались в Красной Армии — в качестве мотоциклов разведки и связи. Бойцы на Л-300 принимали участие в боях на Халхин-Голе и Хасане, в советско-финской войне и на раннем этапе Великой Отечественной. Бойцы любили ленинградские мотоциклы за легкость управления и надежность. Максимальная скорость мотоцикла составляла 80 км/ч, средний расход бензина — 4,5 л/100 км.

ПМЗ-А-750. В 1931 году началась разработка средних и тяжелых мотоциклов для армии и народного хозяйства. Первым стал тяжелый мотоцикл НАТИ-А-750. Эта машина являла собой смешение традиций: в ходовую часть, сделанную по образу BMW, был вмонтирован силовой агрегат американского типа. ПМЗ-А-750 применяли не только в армии, частях НКВД, но и на гражданской службе. Конструкция мотоцикла получилась прочной, но весьма капризной. В шутку буквы ПМЗ расшифровывали как «Попробуй меня заведи».

ТИЗ АМ-600. В больших количествах эта модель использовалась в РККА. ТИЗы воевали в финскую и Великую Отечественную войны — на коляску устанавливался пулемет Дегтярева на специальной турели. Начиная с 1937 года «шестисотые» принимали регулярное участие в парадах войск на Красной площади. Двигатель — одноцилиндровый, четырехтактный с нижним расположением клапанов, рабочим объемом 595 куб. см. Мощность двигателя — 16,5 л.с. при 3800 об/мин. Коробка передач — четырехскоростная. Максимальная скорость — 95 км/ч.

«Боевой конь Красной Армии» М-72. Основанный на довоенном BMW R-71, советский тяжелый мотоцикл М-72 производился с 1941 до середины 1950-х годов. Его разработка началась в 1939 году, когда советское правительство, обеспокоенное амбициями Гитлера по расширению германских территорий, приступило к перевооружению Красной Армии. Прежде чем в конце 1955 года ИМЗ перешел на усовершенствованную машину М-72М, мотоцикл понемногу модернизировался. За все время было выпущено более 330 тысяч M-72.

М-73-72. В 1944 году в Красной Армии отечественных полноприводных мотоциклов не было. Однако было захвачено достаточное количество трофейных мотоциклов с приводом на колесо коляски. Они настолько хорошо зарекомендовали себя, что командование КА дало задание на разработку и испытание подобной конструкции для собственных нужд. Испытания проводились на машинах, построенных на базе серийного М-72. Один из экспериментальных мотоциклов М-73 имел серийный двигатель М-72. На второй устанавливался опытный верхнеклапанный М-75.

М-73-75. По результатам испытаний конструкция привода на колесо коляски не оправдала себя. Хотя М-73 и показал лучшую проходимость по сравнению с серийной моделью, обнаружились значительные недоработки, требующие устранения. Экспериментальный мотор был сделан частично из немецких деталей, например, головки двигателя были взяты от BMW. Верхнеклапанник оказался немного мощнее, более оборотистым, однако при испытаниях показал себя хуже, чем стандартный нижнеклапанный мотор М-72.В серию М-73-75 не пошел.

ИМЗ М-52С. В 1954 году на ИМЗ построили первый опытный М-52 с мотором, спроектированным в ЦКБ. В 1957 году началось производство спортивной модификации М-52 — М-52С для шоссейно-кольцевых гонок. В основе своей это была ходовая часть последней модификации М-77, снабженная передней вилкой со смещенной вперед колесной осью от М-52. Двигатель был спортивной модификацией серийного М-52. Новый мотоцикл уральского завода по скоростным данным ничем не уступал легендарному BMW R37, который считался одним из лучших в мире в 30-е и послевоенные годы.

ИМЗ М-75. В 1943 году конструкторы ИМЗ понимали необходимость создания более мощной машины для армии, а о спортивном ее использовании они задумывались во вторую очередь. Однако уже после войны отказ в запуске в серийное производство просто сместил вектор работы на спортивное применение. Иначе не объяснить тот факт, что уже в 1946 году М-75 дебютировал в 300-километровой гонке на первенство страны. Мотоцикл выпускался с 1946 по 1951 годы небольшими партиями, по 10-15 штук в год.

СМЗ М-76. В 1946 г. Серпуховский мотозавод поступил в подчинение ЦКБ мотоциклостроения на правах опытного цеха. Одно из направлений работы ЦКЭБ — совершенствование конструкций машин советских мотозаводов. Так, когда в 1946 году в Ирбите начали выпускать спортивный мотоцикл М-75, в Серпухове взялись за его доводку. На мотоцикле с индексом М-76 заменили чугунные цилиндры алюминиевыми, поставили новые распредвалы и спроектировали новую систему смазки. Мощность двигателя — 38 л.с., вариант для рекордных заездов показал скорость 206 км/ч.

ГМЗ М-80. На Горьковском мотозаводе (ГМЗ) первым гоночным мотоциклом собственной конструкции стал М-80, выпущенный в 1946 году. Мотоцикл оснащался двигателем рабочим объемом 746 куб.см, степень сжатия — 9,5, мощность — 40 л.с. при 6000 об/мин. Масса мотоцикла составляла 192 кг. Максимальная скорость — 170 км/ч. Было выпущено всего 5 экземпляров М-80, и в конце 40-х годов они участвовали в соревнованиях, о чем свидетельствуют немногие сохранившиеся фотографии.

14:55
503