Элвис Пресли. Легенда о спящем герое
ОБЗОРЫ
8 января исполнилось 84 года со дня рождения Элвиса Пресли.
«Американский полубог, подаривший рок-н-ролл миру. Безмерный талант, который сгубили страсти и искушения»
Легенда о спящем герое – один из самых распространенных сюжетов в Европе. Сказки, зафиксированные братьями Гримм, рассказывают о Фридрихе Барбароссе или Карле Великом, Вильгельме Телле или короле Артуре.
О присутствии героя в них ничего не известно до того момента, как какой-нибудь пастух не забредет в поисках заблудившегося животного в какую-нибудь пещеру и не увидит прекрасного рыцаря. В некоторых из версий рыцарь задает пастуху наводящий вопрос, чтобы узнать, не пришел ли его час – например, «кружат ли еще над горами орлы (или вороны)» – и, услышав положительный ответ, сообщает, что время его еще не настало.
После этого приключения пастух возвращается изменившимся, как после путешествия во времени. Для Америки таким героем стал Элвис, спрятанный ото всех в белых концертных доспехах, на «Кадиллаке» вместо коня, с гитарой или микрофоном вместо меча – вся рыцарская символика при нем.
В нашем подсознании (искренне верю, что рок-н-ролл давно и прочно вошел в наше подсознание) Элвис Пресли един в трех лицах: юный мальчик с пунцовыми розами на щеках и налаченным черным коком, который до сих пор эксплуатирует индустрия рекламы, серьезный сержант в американской военной форме и стареющий, но все еще блистающий бог в белом костюме.
Американский полубог, подаривший рок-н-ролл миру. Безмерный талант, который сгубили страсти и искушения. Соблазнитель и растлитель молодежи, которого Запад подбросил Востоку. Фактор перехода некоего символического культурного или, наоборот, вполне ощутимого денежного капитала от коммерсантов к народным массам. Порождение массовой культуры фастфуда и массового потребления. Первый из глиттерати. Американская мечта. Американская трагедия. Мировая история.
И где-то в глубине души остается надежда – а может, он и правда только спит?
Сейчас Элвис – это целая индустрия караоке и костюмов, пластинок и плагиаторов. Грейсленд по популярности отстает лишь от Белого дома. В Лас-Вегасе заключают брак под Love Me Tender, а разводятся под Heartbreak Hotel или Hound Dog.
Черный кок Элвиса – такой же символ современной Америки бренда и потребления, как желтые иглы на голове у Гомера Симпсона. Он навсегда останется Прекрасным Принцем Америки. Говорят, у Элвиса должен был бы быть брат-близнец, умерший при рождении. Каким стал бы мир, если бы выжил Джесси Пресли, а не Аарон Элвис? Был бы он просто водителем грузовика? Пошел бы служить в армию? Вышла ли бы за него Присцилла Болье?
Может быть, в том мире Джон Леннон стал бы журналистом, как ему казалось до того, как услышал Элвиса. И в 1980 году его бы не убил сумасшедший поклонник – а убили бы в одной из горячих точек, во Вьетнаме или в Афгане. А может, он до сих пор вел бы язвительную колонку в «Гардиан», только эта колонка давно бы устарела. Пол Маккартни не нажил бы своих миллионов, «Биттлз» не стали бы популярнее Шекспира. А Мадонна стала бы провинциальной учительницей в Детройте.
Символом рок-н-ролла (который, вопреки распространенному мифу, вовсе не начался с Элвиса Пресли) не стала бы гитара. Может, рок-н-ролл и звучал бы по-другому: с ведущим соло на клавишных или на саксофоне, например.
Негритянская музыка не пустила бы настолько глубокие корни на американской и европейской эстраде, и хип-хоп и иже с ним были бы невозможны. Недаром среди негритянских исполнителей до сих пор бытует мнение, что Элвис Пресли «украл их музыку» – ведь Биг Мома Торнтон, автор песни Hound Dog, почти никому не известен.
Современные мужчины не были бы столь нахально-элегантны, и даже Джеймс Бонд или Гарри Поттер, наверное, были бы совсем другими. Хотя не очень.