Почему красная гвоздика стала главным цветком российских праздников

Почему красная гвоздика стала главным цветком российских праздников
Коротенько так попытаемся разобраться, причем тут Иисус Христос, с точки зрения искусствоведения.

На прошлой неделе я показывала, какими красивыми могут быть гвоздики, даже красные, несмотря на официоз, вызывающий у россиян холодную реакцию на этот невиноватый цветок. Давайте теперь углубимся в историю и попробуем разобраться, почему же он так вляпался.

Справочников про то, что означают различные цветы в искусстве, очень много, причем настоящих научных много, а не типа «черная роза эмблема печали, красная роза эмблема любви». Художники прошлого просто так цветочков не рисовали, только со значением.

Hans Springinklee. Мадонна с Младенцем и гвоздикой, 16 век


Вообще, важный тезис для понимания искусства: до модернизма (Новейшего времени): картина — это было достаточно дорого, в первую очередь даже по материалам (импортным краскам), чем по трудозатратам. Поэтому что в ней надо написать — серьезно обсуждалось и практически всегда каждая деталь зафигачена со значением, просто оно давно забылось. В 19 веке, примерно с эпохи импрессионизма, все стало намного дешевле — краски, холст, работа, готовая картина больше не обязана была сразу окупиться, поэтому писать все стали в диком количестве, и нарисованные предметы больше не обязаны были иметь символическое значение, а могли быть «просто сигарами».

Вот то же со цветами, в том числе гвоздиками, которые очень важны символически, особенно у старых мастеров.

Фридрих Бури. Мадонна с Младенцем и донором (работа 19 века, между прочим, стилизация под Ренессанс)


(Кстати, если в справочнике по символике цветов видите насчет гвоздик байки про Древнюю Грецию, Зевса, Артемиду — то сразу фтопку, они в Европе после Крестовых походов появились на самом деле).

(Еще: по-русски словом «гвоздика» мы называем несколько разных цветов: carnation, pink, clove. На Западе их разделяют по названиям, а вот символически — снова нет, как мы).

Ботанический рисунок 17 века, Hans-Simon Holtzbecker.


Итак, сейчас практически задорновщина, но на сей раз — правда. Слово «гвоздика» похоже на «гвоздь» не зря, а потому что  пряность гвоздики, похожа на гвоздь металлический. Слово русское переводное, из польского, которое в свою очередь, из немецкого калька. Причем для средневекового сознания было не особо важно, что гвоздика — это цветочек, а пряность — с гвоздичного дерева, совсем другого растения. Перепутали и да ладно.

Главное, что гвоздь — это для средневекового сознания не просто гвоздь, а Гвозди, которые вбивали в руки и ноги Иисуса Христа на голгофском кресте.

Пригвождение к кресту, миниатюра 15 века


Гвоздь Креста Господня (средневековый фейк, конечно) и его драгоценный реликварий (оттоновская эпоха). Трирский собор


Вот так цветок гвоздика стал символом Страстей Христовых.

Если Младенец на коленях у Мадонны держит цветочек гвоздики, то это такой веский намек на грядущую его судьбу, героическую смерть и пролитую ради нас кровь.

Леонардо да Винчи. Мадонна с гвоздикой. 1478


Соответственно, на Пасху и прилегающие праздники в западные церкви приносили охапками гвоздики. Потому что это был самый дешёвый способ украсить здание до наступления нынешней эпохи одноразовых вещей.

(Деньги, думайте о деньгах как о причине возникновения различных штук в искусстве, сразу станет многое понятней).

Кадр отсюда. Тут другие цветы, но общее ощущение передает


Итак, гвоздика — символ Пасхи.

Наступает 19 век. В Западной Европе наступает заря коммунизма, различные социалистические движения.

Изобретен Первомай, как Международный день солидарности трудящихся, в конце 1880-х годов. Первый «Первомай», если не путаю, официально 1890 год.


Этот день был удобен, поскольку многим рабочим в «первый день весны» (древний языческий праздник Первомай) давали выходной.

А тут ещё, вы понимаете, и Пасха обычно где-то рядом…

Первый парад в Labor day в Нью-Йорке, 5 сентября 1882 года (извините, не ищутся цветные картинки про 19 век другие)


Любому торжеству нужна символика, как мы наглядно видим, любому обряду нужны атрибуты.

Новые «религии» берут у старых, это нормально.

Конечно, дело еще и сильном образном воздействии красной гвоздики — она мощно срабатывала и как символ трагической смерти Христа, также мощно срабатывала как и напоминание о рабочих, погибших в Чикаго, в честь которых и был учрежден День солидарности трудящихся.

Коллекция немецких (?) ежегодных значков в честь Первомая (отсюда)


В общем, на немецких (что для нас важно), австрийских и итальянских (потому что там тоже Габсбурги) красная гвоздика стала популярным символом Первомая.

Причем сначала были тонкости — красные гвоздики носили социалистические демократы, а белые — христианские социалисты.

А вот тут разные варианты австрийских первомайских значков, гвоздика для них не обязательна.


Как много дала Германия русской революции — рассказывать не надо.

Вот так мы и подхватили красную гвоздику — сначала как первомайский символ (что любопытно, в европейских странах мода потом сошла на нет на этот символ).

Ну и от Первомая яркий цветок распространился на другие коммунистические праздники.

А потом — просто на все официальные праздники, постсоветские.

Первомай, 1970-й год (фото отсюда)


А поскольку, как я не перестаю напоминать, никакого искусства нет без экономики, в первую очередь причина этого распространения именно деньги. Такое широкое распространение гвоздик в СССР на все праздники, от 23 февраля до 7 ноября было наверняка связано с их простотой культивирования в нашем климате и дешевизной, по сравнению с розами.

Как подсказывает нам в комментариях к прошлому посту virginian: Корни отношения к гвоздикам уходят в застойное время, когда это был единственный доступный цветок в несезонное время, других цветов к 8 марта практически купить нельзя было. Секрет такого «моноцветка» был в особом свойстве гвоздик — в срезанном виде их можно был хранить перед продажей два-три месяца! А в воде они, конечно, уже потом быстро вяли. (Ну ещё и история с одним из первых миллионеров из новых русских, который монополизировал торговлю цветами в Москве в начале 90-х).


Для общего развития:
про историю праздника Первомай культурологически tribunemag.co.uk/2019/05/the-history-of-may-day

кому нужны ссылки на словари цветов, сложила в википедию здесь

14:32
818
14:36
На Корфу (Греция) гвоздика тоже пасхальный цветок: например, на символических Похоронах Плащаницы «гроб» весь сплошь украшен красными и белыми гвоздиками.
15:38
Гугол шепчет, что гвоздика в Средиземноморье — нативное растение.
Спасибо! А там, на картине Бури, не донатор случайно (вместо донора)?
Донатор, канешна.
Во Франции, и вроде не только там, 1 Мая отмечают с ландышами, что намного приятнее (и «мягче»), чем гвоздики.
17:23
Вот не надо нам этого, ландыш краснокнижный.
Много не знал! Спасибо.
10:38
Присоединяюсь.
Теперь понятен Маяковский: "Гвоздику бы делать из этих людей".
02:32
Тут вы с немецким перепутали. Все-таки Nagel и Nelke не совсем родственные даже слуху
Комментарий удален
20:44
В статье Википедии  есть слова " дева Мария, невеста Христова". Невестой христовой всегда была церковь, а то инцест получается. )
А Мария = Церковь
Круговорот
Очень интересно, спасибо огромное!
13:36
Интересно про гвоздику, как символ Гвоздей, не знал.
15:13
После второго прочтения поста, в этом месте, начал чувствовать почему-то, что меня дурачат в духе «этрусски — эторусские»… :/
гвоздики в воде стоят до трех недель :))
и да, без воды тоже, долго
17:18
Если они свежесрезанные! Очень неприхотливый цветок и очень хороший, он не виноват, что за ним такая аура тянется.