Как последний приём пищи жертвы может помочь установить личность убийцы
Интересные факты
Морковь и яблочная кожура под микроскопом (иллюстрация взята из книги Дэвида О’Норриса и Джейн Бок «Судебно-ботаническая экспертиза»)
В десять часов вечера двое мужчин подошли к голубому кофе-киоску Dutch Brothers в Юджине (штат Орегон, США). Они были одеты в чёрную одежду и повязали на лица платки. Первый мужчина сказал бариста, чтобы тот развернулся к ним спиной, положил руки на затылок и закрыл глаза. Преступники надеялись, что пока один из них будет наблюдать за бариста, другой быстро обчистит кассу. Но всё пошло не так, как планировалось. Бариста достал пистолет и произвёл выстрел, который убил первого мужчину. Его подельнику удалось сбежать.
Камеры видеонаблюдения, установленные возле киоска, были неисправными, а видео с других камер ничего не дало. Дело могло зайти в тупик, если бы не было проведено вскрытие убитого преступника, а точнее – определение того, что он съел в тот вечер на ужин.
Судебный аналитик Департамента полиции Юджина, Лиза Поуп, не проводит вскрытия, однако она иногда присутствует на них, чтобы помочь связать детали между собой.
В 2010 году она присутствовала при проведении вскрытия тела преступника, который пытался ограбить вышеупомянутый киоск Dutch Brothers. «[Медицинский эксперт] изучал содержимое желудка; мне не нравится этот процесс, поскольку он сопровождается довольно неприятными запахами, – вспоминает Поуп. – Но я начала проявлять особое внимание, когда он стал доставать остатки пищи, которые плохо переварились».
Ввиду процесса жевания, а также едких желудочных кислот, как правило, бывает очень трудно идентифицировать пищу, находящуюся в желудке умершего. «Он достал кусочки гамбургера размером с мой указательный палец, кусочек сыра и кусочек бекона чуть менее 1,5 сантиметров длиной, – говорит Поуп. – Затем были изъяты кусочки картофеля фри».
Поуп сразу же их узнала. Это были толсто нарезанные кусочки с хорошо поджаренной корочкой. Такой картофель фри продавали только в Wendy’s. Поуп также знала, что ресторан Wendy’s находился всего в нескольких кварталах от кофе-киоска Dutch Brothers. Она позвонила главному следователю, который попросил сотрудников Wendy’s предоставить ему записи с камер видеонаблюдения. На видео было чётко видно, как покойный подозреваемый и его подельник делают заказ, ужинают и затем примеряют маски, прежде чем покинуть заведение. Следователи не могли поверить своим глазам. «Если бы не содержимое желудка, нам вряд ли удалось бы получить то видео».
Вскрытие (начало ХХ века)
Первая судебно-медицинская экспертиза трупа была проведена в начале 1300-х годов. Однако подобного рода вскрытия были узконаправленными; как правило, они были нацелены на то, чтобы просто определить, по какой причине умерла жертва – от инфаркта, отравления ядом, ножевых или огнестрельных ранений. Если человек умирал от приступа кашля, те, кто проводил аутопсию, исследовали только его горло и грудную клетку – игнорируя остальную часть тела. Врачи видели только то, что они искали. И лишь в середине 1800-х годов люди начали проводить более тщательные вскрытия, изучая каждый орган и документируя информацию в соответствии с установленными стандартами.
Случай с киоском Dutch Brothers – редкий пример проведения анализа желудка, свойственного старой школе (использование только того, что способен обнаружить глаз). Тем не менее, более пристальный взгляд на содержимое желудка может многим помочь. Сегодня анализ содержимого желудка проводится преимущественно для того, чтобы получить приблизительный ответ на вопрос «Сколько времени прошло с момента последнего приёма пищи жертвой?». Случаи, когда умерший по каким-либо причинам плохо пережёвывал пищу, поэтому то, что он съел, можно определить невооружённым глазом, являются крайне редкими. Однако судебные эксперты-ботаники и соавторы книги «Судебно-ботаническая экспертиза» (англ. Forensic Plant Science), Джейн Бок и Дэвид Норрис, доказали, что анализ содержимого желудка при помощи микроскопа может стать важным инструментов в раскрытии преступления.
Бок и Норрис были обычными американскими учёными – она ботаник, а он эколог – до того момента, как в 1982 году им позвонил помощник коронера из Денвера. Была убита девушка. Следователи установили, что накануне она ужинала со своим молодым человеком в McDonald’s. Как известно всем любителям детективов, близкие люди первыми попадают под подозрение. Тем не менее, анализ содержимого желудка убитой девушки показал, что её последним приёмом пищи была вовсе не еда из McDonald’s.
Желудок прекращает свою работу после смерти, создавая гастрономическую капсулу времени последних моментов жизни жертвы. И хотя пищеварение зависит от особенностей организма человека, пища, как правило, переваривается полностью (и желудок опустошается) спустя шесть часов после приёма. Для того чтобы установить время смерти, эксперты обычно обращают внимание на температуру тела и трупное окоченение (в случае недавно убитых жертв) или степень разложения и активность насекомых (в случае тел, найденных спустя некоторое время). Они редко полагаются на содержимое желудка.
Иллюстрация человеческого желудка (XVII век)
Однако многие распространённые модели подвержены влиянию внешних факторов, таких как температура. Тело, брошенное в жаркой пустыне, будет сильно нагреваться, а тело, оставленное в снежном сугробе, будет остывать быстрее. Даже трупное окоченение, на которое также могут влиять погодные условия, зависит от субъективных оценок жёсткости тела.
В то время как большинство следователей стараются принимать эти факторы во внимание, Норрис говорит, что содержимое желудка является очень полезным и в некоторых случаях может помочь установить более точный график последних часов жизни жертвы. Если вы знаете, что человек ел перед смертью и в каком количестве, вы можете определить, когда он был убит: спустя шесть часов после последнего приёма пищи (если желудок почти пустой) или спустя час (если желудок полный).
«Для установления времени наступления смерти используется множество методов, однако все они имеют довольно большой «плюс-минус фактор”», – говорит Норрис. Иными словами, содержимое желудка является таким же надёжным (если даже не более), как и прочие широко распространённые методы, при условии, что вы знаете время последнего приёма пищи жертвой и можете определить, что она ела, при помощи микроскопа.
Что касается первого дела Бок и Норриса, то коронер из Денвера прислал им содержимое желудка убитой девушки на предметных стёклах. Бок, будучи ботаником, не привыкшим работать с чем-либо другим, кроме растений, отказалась смотреть на него в ином виде. Когда Бок и Норрис изучили образцы, они обнаружили, что последней едой жертвы был не гамбургер, а салат, который состоял из капусты, зелёного перца и фасоль. Получается, что она ужинала в Wendy’s, который в 1980-х годах был одним из немногих ресторанов быстрого питания, где предлагали различные салаты. (В отличие от убитого возле киоска Dutch Brothers преступника, эта девушка тщательно жевала свою пищу, прежде чем проглотить её, поэтому на глаз невозможно было определить, что она съела.) У её молодого человека было алиби на тот вечер, поэтому он не входил в список подозреваемых. Норрис говорит, что спустя годы серийный убийца Генри Ли Лукас признался в убийстве девушки. (Однако не стоит слишком серьёзно относиться к этому заявлению: Лукас каждый раз менял свои показания, признаваясь в совершении от 60 до 3000 нераскрытых убийств.)
Фасоль под микроскопом (иллюстрация взята из книги Дэвида О’Норриса и Джейн Бок «Судебно-ботаническая экспертиза»)
В другом деле, которое помогали расследовать Бок и Норрис, женщину по имени Джилл Койт подозревали в убийстве супруга, Джерри Боггса. Боггс был её девятым мужем (она была замужем одиннадцать раз за девятью разными мужчинами), с которым они разошлись с грандиозным скандалом. Боггс был одним из тех людей, которые одинаково начинали своё утро: он вставал с постели и заказывал кофе, картофельные оладьи, тосты и яйца в местной закусочной. Затем он открывал магазин, которым управлял совместно со своим братом Дугом. Но однажды утром, придя на работу, Дуг обнаружил, что магазин был закрыт. Он позвонил, но никто не ответил. Тогда Дуг решил наведаться к своему брату, который, как оказалось, был мёртв. Его оглушили лопатой, ударили электрошокером и убили тремя выстрелами из огнестрельного оружия.
Койт была главной подозреваемой, поскольку она всегда выходила замуж по расчёту, а её предыдущий муж был убит при загадочных обстоятельствах. У неё было алиби на тот период времени, когда было предположительно совершено убийство Боггса, но не на утро. Содержимое желудка Боггса было отправлено Бок и Норрису. Оказалось, что последнее блюдо, которое он ел, состояло из картофеля и лука. Это был его привычный завтрак. На основе этой информации власти получили ордер на обыск дома Койт, где были обнаружены орудия убийства. В настоящее время Джилл Койт отбывает пожизненное заключение без права на условно-досрочное освобождение.
Несмотря на свои успехи, Бок и Норрис столкнулись с проблемой принятия следователями новой формы судебно-медицинской науки.
«Если изучить большинство учебников по судебно-медицинской экспертизе, то можно увидеть, что они вообще не охватывают ботанический материал», – говорит Норрис. Именно поэтому он и Бок написали книгу по судебной ботанике. Изменение стандартов судебно-медицинской экспертизы может потребовать тщательного пересмотра всей системы.
Бок и Норрис занимаются судебной ботаникой вот уже тридцать лет, и хотя количество дел, к расследованию которых их привлекают, уменьшается, число организаций, куда их приглашают в качестве обучающих экспертов, наоборот, растёт. Буквально недавно они получили предложение от региональной лаборатории ФБР.
На протяжении трёх десятилетий следователи со всех Соединённых Штатов присылают Бок и Норрису содержимое желудков убитых людей. «Некоторые образцы доставляют при помощи службы FedEx, – говорит Норрис. – Как правило, они кладут внутрь абсорбирующий материал в случае, если контейнеры повредятся, однако транспортируются они так же, как и любая другая жидкость». Очень часто агенты самостоятельно доставляют образцы судебным экспертам-ботаникам. Норрис говорит, что большинство людей знают, как выглядит содержимое желудка: «Оно похоже на рвотную массу».
Если клеточная оболочка образца пищи не разрушена – речь идёт больше о растениях, нежели мясе, сыре или обработанных продуктах, которые превращаются во что-то непонятное вскоре после смешивания с желудочными кислотами – Норрис и Бок могут точно определить, что это было. По словам Норриса, даже если мясо относительно нетронутое, почти невозможно отличить, скажем, стейк от кузнечика, поскольку все скелетные мышцы выглядят одинаково. Иными словами, появилась ещё одна причина, по которой нужно есть овощи с каждым приёмом пищи.