Технологический шум: что такое «умные» города и появятся ли они в России
Рифмы и Панчи
Беспилотные летающие автомобили и роботы-полицейские — так наши дни представляли фантасты прошлого века. Пока о таком уровне технологий остается только фантазировать, но электронный заказ такси, каршеринг, порталы госуслуг — уже сейчас реальность. Президент России Владимир Путин анонсировал масштабную программу по преобразованию российских городов. По его словам, особое внимание должно быть уделено формированию транспортной и цифровой инфраструктуры. Портал iz.ru разбирался в том, какие «умные» технологии в России уже внедрены и как это происходит в других странах.
Вместе с Сингапуром и Нью-Йорком
Владимир Путин рассказал о новой программе развития российских городов в ходе визита на Московский урбанистический форум. Он напомнил, что поднимал эту тему в последнем послании Федеральному собранию. Особенно важным глава государства назвал внедрение технологий защиты окружающей среды, переработки отходов, модернизацию промышленных объектов. «Современный город для людей — это, прежде всего, город экологического благополучия. Это значит город без свалок, с чистым воздухом, с водой», — уточнил он.
В это же время аналитики консалтинговой компании McKinsey представили отчет «Технологии «умных» городов: что влияет на выбор горожан?». В масштабном исследовании говорится, что Москва по уровню использования современных сервисов сопоставима с Сингапуром, Гонконгом и Нью-Йорком. В среднем 36% москвичей старше 18 лет пользуются «умными» решениями. Российская столица находится на первом месте по распространенности электронного заказа такси. Онлайн-такси использует 81% горожан, 95% довольны качеством услуги.
Кроме того, 85% москвичей обращаются к порталу госуслуг, что является самым высоким показателем. Электронными услугами городского правительства пользуются 6,5 млн человек, а более 75 тыс. жителей ежедневно используют мобильное приложение, которое предоставляет доступ к 14 наиболее востребованным сервисам.
Больше 50% москвичей хотя бы раз искали медицинские услуги через интернет. Аналогичный показатель во французской столице, в других городах он составляет менее 30%. По мнению экспертов, Единая медицинская информационно-аналитическая система Москвы (ЕМИАС) является одним из лидеров по частоте использования и количеству посещений сайта.
Впрочем, не все сервисы распробовали москвичи. Например, только 11% горожан хотя бы раз пытались арендовать жилье через интернет. На 1 тысячу человек приходится менее одного предложения о сдаче квартиры в аренду. Лидером по данному показателю является Париж. К сервису аренды жилья там обращались 27% горожан, на тысячу жителей приходится 18,6 объявления. Также москвичи редко пользуются велопрокатом и почти не следят за активностью городской администрации в социальных сетях.
Беспилотные летающие автомобили и роботы-полицейские — так наши дни представляли фантасты прошлого века. Пока о таком уровне технологий остается только фантазировать, но электронный заказ такси, каршеринг, порталы госуслуг — уже сейчас реальность. Президент России Владимир Путин анонсировал масштабную программу по преобразованию российских городов. По его словам, особое внимание должно быть уделено формированию транспортной и цифровой инфраструктуры. Портал iz.ru разбирался в том, какие «умные» технологии в России уже внедрены и как это происходит в других странах.
Вместе с Сингапуром и Нью-Йорком
Владимир Путин рассказал о новой программе развития российских городов в ходе визита на Московский урбанистический форум. Он напомнил, что поднимал эту тему в последнем послании Федеральному собранию. Особенно важным глава государства назвал внедрение технологий защиты окружающей среды, переработки отходов, модернизацию промышленных объектов. «Современный город для людей — это, прежде всего, город экологического благополучия. Это значит город без свалок, с чистым воздухом, с водой», — уточнил он.
Президент РФ Владимир Путин на Московском урбанистическом форуме
В это же время аналитики консалтинговой компании McKinsey представили отчет «Технологии «умных» городов: что влияет на выбор горожан?». В масштабном исследовании говорится, что Москва по уровню использования современных сервисов сопоставима с Сингапуром, Гонконгом и Нью-Йорком. В среднем 36% москвичей старше 18 лет пользуются «умными» решениями. Российская столица находится на первом месте по распространенности электронного заказа такси. Онлайн-такси использует 81% горожан, 95% довольны качеством услуги.
Кроме того, 85% москвичей обращаются к порталу госуслуг, что является самым высоким показателем. Электронными услугами городского правительства пользуются 6,5 млн человек, а более 75 тыс. жителей ежедневно используют мобильное приложение, которое предоставляет доступ к 14 наиболее востребованным сервисам.
Больше 50% москвичей хотя бы раз искали медицинские услуги через интернет. Аналогичный показатель во французской столице, в других городах он составляет менее 30%. По мнению экспертов, Единая медицинская информационно-аналитическая система Москвы (ЕМИАС) является одним из лидеров по частоте использования и количеству посещений сайта.
Впрочем, не все сервисы распробовали москвичи. Например, только 11% горожан хотя бы раз пытались арендовать жилье через интернет. На 1 тысячу человек приходится менее одного предложения о сдаче квартиры в аренду. Лидером по данному показателю является Париж. К сервису аренды жилья там обращались 27% горожан, на тысячу жителей приходится 18,6 объявления. Также москвичи редко пользуются велопрокатом и почти не следят за активностью городской администрации в социальных сетях.
Блокчейн и беспилотники
Если в мировых рейтингах Москва конкурирует с европейскими, азиатскими и американскими мегаполисами, то в России город по многим параметрам ожидаемо занимает первое место. Специалисты Национального исследовательского института технологий и связи сравнили по разработанным им индикаторам 15 городов-миллионников и Сочи. Помимо Москвы в лидерах оказались Санкт-Петербург, Казань и Екатеринбург. Самара и Волгоград заняли последние места. При этом, например, плотность компаний, работающих в сфере информационных и коммуникационных технологий, оказалась выше всего в Уфе, по количеству точек Wi-Fi относительно площади города лидирует Красноярск, по числу банкоматов — Екатеринбург.
По результатам исследования в НИИТС пришли к выводу, что развитию «умных» городов в России «мешает отсутствие нормативно-правовой и нормативно-технической базы, а также единой системы показателей качества городских услуг и связанных с ними показателей «умного» города.
При этом в Министерстве связи РФ планы крайне амбициозные. Согласно проекту программы «Цифровая экономика РФ», в 2019 году должны быть приняты нормативно-правовые акты, позволяющие использовать технологии блокчейна, интернета вещей и больших данных (big data). Интернет вещей, интегрированный в промышленность, может существенно сократить издержки на ремонт оборудования за счет своих возможностей предсказывать поломки. Big data — способы обработкиогромных массивов данных для выстраивания движения общественного транспорта или часов работы учреждений. Кроме того, к 2025 году в 25 городах России предполагается запустить проекты по использованию беспилотного общественного транспорта.
В начале июля проект программы был внесен Министерством связи в правительство. Главный вопрос — откуда возьмутся средства для реализации амбициозных планов. В самом документе способы и объемы финансирования не прописаны. Говорится лишь, что «выполнение дорожной карты произойдет за счет федерального бюджета и внебюджетных источников».
Космос на земле
В современном мире есть два главных подхода к созданию современного города. Первый — создать населенный пункт с нуля. Например, Китай и Сингапур совместно строят город Тянцзин. Для строительства специально был выбран сильно загрязненный участок без доступа к пресной воде. Инфраструктура включает в себя множество «умных» решений: альтернативное энергообеспечение, оборотное водоснабжение (примерно как на космических станциях), опреснение морской воды, переработку отходов, создание транспортной сети без участия моторизованного транспорта, системы видеонаблюдения, контроля качества воздуха и многое другое.
Не менее амбициозный проект — эко-город Масдар в ОАЭ. По задумке создателей, населенный пункт будет полностью обеспечиваться за счет солнечной энергии и других альтернативных источников с минимальными выбросами углекислого газа. Масдар — город без автомобилей, в нем создана система беспилотного электрического транспорта. Роботизированные капсулы могут следовать друг за другом с минимальным интервалом в 3–4 секунды без риска столкновения.
Пока, правда, ни один из таких проектов нельзя назвать успешным: темпы строительства и заселения сильно отстают от планов.
Второй подход — встраивание современных технологий в уже существующие города. В Сингапуре в 2016 году запустили сервис беспилотного такси. На острове, созданном из переработанного мусора, в ближайшее время начнется испытание беспилотных грузовиков и автобусов.
Копенгаген носит титул самого велосипедного города Европы. В 2017 году в столице Дании стартовал проект по оснащению двухколесного транспорта датчиками, которые сообщают об уровне загрязнения и пробках на дорогах. В Барселоне из-за дефицита воды оборудована умная система полива, коммунальные счетчики сообщают о потерях воды, если сантехника неисправна.
В Нью-Йорке интеллектуальные мусорные урны BigBelly снабжены датчиками, которые сообщают, когда пора отправлять за ними мусоровоз. В крупнейшем городе США установлены также сенсоры, фиксирующие звуковые вибрации от выстрелов. Они отправляют сигналы в полицию. Не далек, видимо, тот день, когда фантастические фильмы все-таки станут реальностью, и в погоню за преступниками бросится робот-полицейский.