Жёны и фаворитки — кто правил сердцем мужчин
«Женский пол — это другая часть нашего человеческого рода: правда, ввиду своей слабости он уродился более скрытным и лукавым»
(Платон)
Откуда такое презрение? Откуда такая желчь? Ну, неужели у таких великих и знаменитых философов не нашлось ничего лучшего, чтобы выставить образ прекрасного пола в лучшем свете?
Это ещё цветочки. Вы не слышали или может быть слышали, как отзывались о них другие величественные мужи той эпохи.
Безобразие.
Как так? Почему такое пренебрежение? Неужели в их жизнях женщина заслужила только порицания и бранные слова за все годы службы на благо своему мужу?
«Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это яд, тем более опасный, что он приятен»
(Сократ)
Ещё лучше.
Коварная, скрытая, ядовитая, ох уж эта женщина!
Однако чтобы понять такое негативное мышление давайте разбираться об истинном положении дел по порядку.
Если бы каждая женщина в мире была столь мерзким созданием, то почему о ней написаны тысячи стихов, построены замки, храмы, дворцы?
Почему из-за них начинались войны и наступали перемирия? Почему их возносили на самый высокий пьедестал и уравнивали в положении цари, императоры и фараоны наравне с собой?
Почему?
Да потому, как бы не относились великие и известные к прекрасному полу — они не могли ненавидеть и презирать их всех. Как женщина находила мужчину, с которым становилась настоящей королевой, так и мужчина находил женщину, из-за которой готов был совершать самые величественные подвиги.
Не открывайся жене, и не делись с ней никакими тайнами: в супружеской жизни жена — твой противник, который всегда при оружии и все время измышляет, как бы тебя подчинить. (Эзоп)
А этот баснописец вообще был рабом, некого Иадмона с острова Самос, а всё туда же.
К слову сказать, свою свободу он получил, отказавшись от прекрасной куртизанки, Родопис и несчастную Иадмон тут же продал в рабство……..
А чему удивляться, если в древнеримском обществе места для женщин в амфитеатрах находились на худшем месте после рабов?
Не правда ли, какое-то странное положение вещей?
Но факт.
Мир не зря создал женщину.
Она всегда была украшением мужчин. Без неё само существование просто немыслимо.
Нет, ни в коем случае не имеется в виду всего лишь её роль как продолжательницы рода. Это безусловно прекрасно, но женщина ведь не для того была придумана, чтобы всего лишь рожать детей всю свою жизнь. Она была для многого, и прежде всего, чтобы стать настоящей опорой мужчины.
Внутри каждой из них скрыта такая энергия, такой потенциал и такой огонь, что само собой разумеется, откуда возникли даже слова: «Все войны из-за женщин»
«В древнегреческих мифах похищение Елены Прекрасной стало причиной начала Троянской войны, а красота Елены часто упоминается как сила, способная сдвинуть с места тысячу кораблей».
(Просторы социальных сетей)
Каждой судьба уготовила особую роль, будь то разрушительницы, мудрого правителя, либо покорной и послушной жены……
Но почему одни становились великими, прославились в истории, уж независимо чего они там творили, а другие остались в тени? Как раз те другие и были женщинами, кто выполнял только свою единственную функцию, заботился о семье, муже и незаметно покинули эту жизнь, как и пришли в неё.
Что же получается?
Не всех природа одарила быть с тем самым внутренним потенциалом?
Не совсем.
Тому способствовали обстоятельства, что женщина не открыла его в себе, не развила, не разожгла из маленького огонька настоящее пламя и растворилась в истории, как сама, так и её имя.
Давайте проанализируем такую ситуацию.
Вот продали в рабство Настю Лисовскую, привезли во дворец Топкапы в Стамбул бедную украинскую девушку, а ведь она замуж за такого как сама простого крестьянина собиралась.
И что?
И появилась в османском мире великая Хюррем султан. Да такая женщина, что держала все бразды правления в своих руках, и никто из родни султана не смог с ней совладать.
Только до того, как она жила простой жизнью девушка не знала своих достоинств. Она ведь не могла догадываться, что способна на большее.
А что же другие?
Да, они старались тоже выжить и занять своё место под солнцем, вот только тут ещё один фактор играет роль к приложенным усилиям – судьба называется.
Итак, что же наши там философы с их пренебрежительными взглядами на женщин?
Так вот.
Чтобы понять, почему они все ополчились на слабый пол – нужно понимать, каков был уклад жизни в то седое время.
Хорошо об этом высказался Демосфен
«У нас есть гетеры для увеселения духа, наложницы — для увеселения чувств и супруги, чтобы дарить нам сыновей»
Ага, судьбы у всех, стало быть, предначертаны.
Какова была жизнь самой обыкновенной порядочной женщины?
Её просто передавали из родительского дома в дом мужа, где она и исчезала там навсегда. От неё ждали только две функции – быть хранительницей семейного очага и рожать детей.
Всё.
Женщина не имела права посещать представления в театрах, как и олимпийских играх.
К слову сказать, в спектаклях ведь тоже было невозможно увидеть женщину, мужчины исполняли их роли.
К той самой порядочной женщине обращались, как человеку второго сорта.
Известно ли вам, что они не имели никаких прав, как и рабы и у них в то время не было официальной регистрации, которые имели мужчины.
А зачем?
«Знай своё место, женщина!» – Что-то на подобие того.
И вот, пока великие мужи не видели женщину ни в чём другом, как быть покорной и послушной в доме, то роль гетеры была совершенно другой.
У этих особ были специально отведённые места в театре, где только они могли находится и даже такие дамы присутствовали на олимпийских играх.
Гетеры не были на правах прислуги, а имели собственные дома, и были на положении светских львиц, устраивая пышные приёмы.
Такие женщины не были всего лишь для плотских утех мужчин, к ним стекались толпы богатых и влиятельных мужчин, которые приходили послушать! их.
А ведь гетеры слыли довольно образованными. Социальное положение такой особы было довольно высоким. Они не принимали на ложе человека, который был бы им не приятен, а только тех, кто был по душе, и который становился их покровителем.
Женщины умели поддержать разговор, хорошо разбирались в философии, искусстве, культуре и математике, риторике и ни в чём не уступали мужчинам.
Одна из таких героинь древней Эллады была гетера, по имени Фрина.
Рождённая в состоятельной семье врача Эпикла девушка получает не только хорошее образование, но и обладает необыкновенной красотой. Она хорошо понимает, какое оружие в её руках, как и хорошо, осознаёт, кем хочет в будущем стать.
И это не касалось замужества и всех его обязанностей.
Фрина желала стать одной из тех светских львиц, которые обладали свободой, положением, уважением знати, проще говоря, быть женой и исчезнуть в доме, не было в планах красавицы.
Для этого девушка отправляется в Афины.
Что ж, её красота впадает в око многих влиятельных людей города.
Она обзаводится полезными знакомствами, находит покровителей и была даже запечатлена в работах Аппелеса — древнегреческого живописца, друга Александра Великого и Праксителя — древнегреческого скульптора IV века до н. э.
Однажды царь Лидии увидел её и был поражён красотой Фрины, но женщине он не понравился, и чтобы охладить его пыл и желание быть с нею, она назвала ему очень большую сумму, однако по-видимому было не в правилах проигрывать царю, и самодержец согласился на требования прекрасной дамы.
Интересно, что такая выплата отразилась на бюджете страны, в следствии чего пришлось даже повысить царю налоги для народа.
Но разве можно это сравнить с тем, с какой женщиной оказался он на ложе?
В 25 лет «самая желанная женщина Эллады» была уже состоятельной дамой. У неё был свой дом, рабы, золото. Фрина купалась в роскоши и устраивала пиры в честь влиятельных особ.
И вот однажды в её жизни случился неприятный момент. Как уже отмечалось дама могла сама решать с кем ей делить ложе, поэтому оскорблённый отказом оратор Евфий стал обвинять её в безбожии, так как скульптор Пракситель изобразил Фрину в образе Афродиты.
Как посмела простая смертная сравнить себя с богиней?
Дело дошло до суда.
Оратор Гиперид стал защищать Фрину, но не просто так. Он долго добивался её благосклонности, и та пообещала проявить к нему снисхождение, если суд не вынесет приговор казнить её.
Что не сделаешь ради страстных ночей с самой «желанной женщиной Эллады»?
Когда судьи были неумолимы он внезапно сдёрнул с неё покрывало и полностью обнажив её сказал примерно такие слова: «Благородные судьи! Вы все поклонники Афродиты, так неужели вы бы приговорили к смерти ту, кого бы сама богиня признала бы своей сестрой?»
Это возымело действие.
Двести судей охватил трепет, и они помиловали прекрасную сестру самой богини любви.
А кто не слышал как знаменитая гетера Таис Афинская, покровителем которой был сам Александр Македонский, стала причиной поджога дворца в Персеполе в отместку, за то, что персидский царь Кир когда-то сжёг Афины?
Не приходит тут опять понимание женщины, как разрушительницы?
А теперь давайте приоткроем завесу тайны кого же любили те самые философы?
Археанасса – гетера, «подруга» Платона, Герпилис – гетера, любовница Аристотеля и мать его сына, Лагиска – гетера, возлюбленная Демосфена, и этот список можно продолжать.
Среди этих женщин не было пустышек.
Они были прекрасными математиками, философами, поэтессами, основательницами школы гетер, они были верными подругами тех самых великих мужей.
Женщины знали, когда и что им сказать, когда поддержать, когда утешить, когда дать совет. У них в голове был достаточный арсенал необходимых знаний, чтобы выглядеть наравне со своими собеседниками и к ним великие мужи стремились, подобно пчёлы к меду,
К примеру, Элефантида – гетера из Греции, жившая в Александрии. Она была известным автором эротических руководств откровенного содержания. Во времена Римской империи её работы уже были редкостью.
Говорят, Тиберий имел её полное собрание сочинений.
Увы, к нам они не дошли.
Что же?
Как мы выяснили, все едкие комментарии были адресованы как раз в адрес только жён, которых великие мужи Афин считали необразованными, а другого сорта женщин, знающих себе цену, они таковыми не считали.
Что же получается?
Не нужно быть женой, а быть любовницей? Тогда у тебя будет больше почестей?
Полагать так было бы совершенно неправильно, хотя на первый взгляд всё выглядело именно так.
В доказательстве обратного приведу пример политического деятеля Перикла, влюблённого в гетеру Аспассию. Так он развёлся с первой женой и женился на возлюбленной. Однако Аспассия не примерила тут же на себя стиль жизни предыдущей жены.
Ни в коем случае.
Она была как раз женой и любимой женщиной в одно и то же время.
Почему так получалось?
Почему женщина доступная даже избранным, но не принадлежащая одному мужу имела не только больше прав, но и была куда лучше забитых и сидящих в доме жён, спальни которых даже редко мужья посещали?
Да потому, что жены были ограничены буквально во всём. Им было тяжело вырваться с отчерченного для них круга. Это был их чудовищный удел, где внутреннее пламя потушили самым варварским обществом, отобрав нормальную жизнь.
Знаете, тут можно привести пример рассказа одной женщины, которая попробовав сделать на гончарном круге, на фестивале чашку поняла, что у неё бы это получалось.
Внезапно она открыла в себе эту искорку дремлющего доселе таланта. До этого она никогда не думала, что способна делать керамическую посуду, потому что не было случая попробовать.
Это то же самое.
Убеждена, каждая сидящая дома жена имела достаточно ума стать не хуже гетер. Любая из законных жён заняла бы свою собственную нишу и стала и математиком, и философом и взялась бы писать стихи. Однако в то время только гетеры имели доступ к различным знаниям и постоянно подпитывали и развивали себя.
А бедные жёны не обладали той возможностью однажды сесть за гончарный круг и попробовать сделать даже самую простую посудину в своей жизни.
Иногда за границей в восточных странах нам часто приходится слышать такую фразу, что женщины их страны не обладают ни достаточным умом, ни открытостью, ни мудростью.
Это конечно не все полностью так, однако зерно правды таки имеется.
Кто виноват в том, что женщина может даже на сегодняшний момент быть совершенно необразованной? Кто виноват, что в некоторых регионах девочкам есть, возможность учится только до четвёртого класса? Так откуда у неё будет достаточно развитый интеллект, как она способна поддержать разговор? О каких науках и событиях в мире ты с ней заговоришь?
Ну, сами понимаете.
В этом виновато общество, поэтому нечего сетовать на необразованность, если не позволили воспылать огню внутри женщины.
Время шло, сменялись столетия, однако ситуация не изменилась и часто роль любимой женщины также была снова выше законной жены.
Это хорошо прослеживалось в царских дворцах, где брак с женой был выгоден политически, но в сердце самодержца была совершенно другая женщина, официальная фаворитка, так как она часто напоминала тех самых гетер.
Король не просто делил с нею ложе. Он был пленён её умом, мудростью и умением быть хорошим политиком.
Вот несколько примеров.
Король Франции Франциск I строит замок Шамбор, чтобы быть поближе к своей возлюбленной даме графине Тури. Не слишком ли помпезное желание короля? И не была ли она просто фавориткой для него, если он построил для этого целый замок?
Екатерина Медичи тщетно пыталась прорваться в спальню своего законного супруга Генриха II, которую оккупировала его любовница, на двадцать лет старше его самого! Диана де Пуатье. Фаворитка была довольно умная и прозорливая женщина, и король навсегда остался, ею очарован.
Собственная жена занимала всюду худшее место, чем Диана. Это было не то слово, что унизительно, это было чудовищно, но когда муж Екатерины пал на рыцарском турнире и умер, всё в тот же момент изменилось.
Екатерина не казнила Диану, которая умудрилась за своё время возле короля, даже с папой переписываться.
Королева отпустила свою экс соперницу и вынесла один урок.
Мужчиной может управлять только любимая женщина.
Не потому ли она тут же приставила своему зятю, Генриху Наварскому сразу после свадьбы любовницу, мадам де Сов из своей собственной свиты, да так, что его законная супруга Маргарита Валуа уже не может подступиться к мужу. Но старая королева не очень-то этим беспокоилась. Ей нужно было контролировать зятя.
Какие там уже собственные чувства?
Но не нужно думать, что именно роль жены всегда была таковой, и в истории только фаворитка одерживала пальму первенства.
Это не так.
Кто не помнит великую царицу Нефертари? Рамзес II не просто приравнял её к своему царскому трону, он даже повелел гробницу её украсить оттенком тех красок, что были предназначены только фараону.
Феодора Византийская, бывшая актриса и куртизанка была любимой женой императора Юстиниана. Когда она умерла, он больше так и не женился и последующие 25 лет приходил на её могилу и зажигал свечи.
Таис Афинская, стала женой египетского фараона Сотера I.
Великая Хюррем имела влияние на своего супруга всю свою жизнь.
Это первые имена, которые приходят на ум.
«Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков»
(Бернард Шоу)
Почему напоследок вдруг вспомнились эти слова?
Да потому, что на жизненных ошибках и мудрости великих и знаменитых, учились единицы.
Сколько за всю историю жён так и не попытались изменить своего положения и тихо уходили в небытие, подобно греческим законным супругам?
Кто действительно поинтересовался взлётами и падениями великих женщин прошлого, так это сделала Мадам Помпадур – пожизненная фаворитка французского короля Людовика XV.
И она не прогадала
«Легче жить со страстной женщиной, чем со скучной. Правда, их иногда душат, но редко бросают»
(Бернард Шоу)
Это высказывание может хорошо характеризовать тех самых особ, которые знали, как сделать жизнь мужа или любовника незабываемой.
Например, Таис Афинская прекрасно знала, как может заставить хохотать Александра и его приближённых, когда нужно было его поддержать, а когда пустить колкости в адрес великого царя, однако всегда и во всём была осторожной.
И куда не крути, ни две тысячи лет назад, ни сейчас никто не оценит женской покорности и послушности.
Не зря же сделал ударение Бернард Шоу, что люди не делают выводов с истории, так может быть последовать примеру великой и несравненной маркизе Помпадур и учится на чужих ошибках?
Нам решать.
09.02.2016
Клидерман Отто