На сколько у Запада хватит терпения помогать санкциями экономике России?

На сколько у Запада хватит терпения помогать санкциями экономике России?

Четыре с половиной года назад, когда в Киеве победил майдан, а Крыму удалось в одночасье сменить свое гражданство, на Западе вдруг поняли, что Россия действительно встала с колен и вот-вот начнет втискиваться в плотные ряды держав, уже практически поделивших между собой сферы влияния в мире.

Принять меры, способные удержать Москву от столь неприятного для властителей мировых дум и финансов шага, наши западные «партнеры» опоздали, но от попыток наверстать упущенное и затоптать проросшее, решено было не отказываться. Авось получится. Так на свет появилась идея перманентного наложения на Россию экономических, политических, персональных, спортивных и прочих санкций.

На сколько хватило изоленты?

Первый год активной реализации политики «обкладывания РФ со всех сторон красными флажками» дали возможность тогдашнему хозяину Овального кабинета произнести эпохальную фразу «Россия изолирована, а ее экономика порвана в клочья». Сложно сказать, что тогда руководило души прекрасными порывами г-на Обамы. Возможно, эйфория, возникшая при прочтении статотчетности, свидетельствующей о «вступлении российской экономики в стадию рецессии» в ноябре 2014 года.

А может быть 44-й президент США, уверенно шагавший уже тогда к обретению статуса «хромой утки», прикидывал, чем бы таким заняться по выходу на заслуженный отдых, видел себя в будущем писателем и подыскивал эффектную броскую запоминающуюся фразу в качестве эпиграфа к произведению в жанре ненаучной фантастики «Как я покончил с Россией».

Так или иначе, а глава Белого дома похвалил ответственных за «разрыв в клочья» лиц и, войдя в раж и поймав кураж, распорядился перейти к фазе «полной изоляции России от внешнего мира».

Как выяснилось чуть позднее, изоленты у Запада в целом и Штатов в частности хватило ненадолго. Единого порыва у внешнего мира в реализации идеи отказаться от ведения дел с Россией обнаружено не было. На протяжении последующих трех с половиной лет Москве удалось не только купировать ущерб, причиненный ей санкциями, но и зацепиться за новые участки мирового рынка и расширить свою долю на ранее освоенных.

Да-да, было дело, ВВП в 2015 году упал на 3,7%, но в 2016 падение остановилось, а в 2017 ВВП уже пошел в рост — на 1,5%. По данным Росстата, ВВП страны за девять месяцев текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, увеличился на 3,5%.

Так что там с изоляцией и изолентой сегодня?

По заявкам экономических скептиков, а также диванных экспертов, считающих, что «все это пропаганда Кремля, вы нам дайте цифры объективных западных солидных и уважаемых учреждений» и просто для интересующихся положением вещей приводим оценки ситуации ведущими фигурами крупнейших мировых компаний, продолживших сотрудничество с Россией.

А также комментарии британского издания Financial Times, которое даже в самых фантастических романах (мистер Обама, возьмите на заметку!) заподозрить в симпатиях к Москве, Кремлю, лично Владимиру Путину и остальным 147 миллионам жителей РФ не получится.

Триумф «Триумфа» и не только

«Его ракеты способны пролетать до 2 километров за секунду, он умеет держать одновременно в прицеле до 80 мишеней, находящихся за 400 километров от его позиции, ему под силу обнаруживать самолеты-невидимки. Но самое серьезное разрушительное воздействие зенитно-ракетный комплекс С-400 „Триумф“ оказывает на антикремлевскую программу Вашингтона и его союзников по изоляции России от остального мира», — считает автор упомянутого выше издания Генри Фой.

«Несмотря на все попытки перекрыть кислород российскому экспорту вооружений, контракты на покупку С-400 в этом году подписали Индия и Турция. Китай в соответствии с ранее подписанным договором, уже получил первую партию установок, а Катар, Ирак и Саудовская Аравия не только проявили интерес к этим „запретным“ системам, но и начали переговоры об их приобретении.

Если целью устанавливаемых Западом ограничений было отрезать Москву от остального мира и не дать возможность продукции ее критически важных отраслей выходить на международные рынки, то в случае с „Триумфом“ мы имеем перед глазами великолепный пример провала этих усилий», — резюмирует аналитик.

Ограничение России в получении займов на Западе обернулось укреплением финансовых контактов с Востоком. И в первую очередь с Китаем, главным мировым кредитором. В общем объеме международной торговли «Россия — остальной мир» доля Поднебесной выросла за последние четыре года с 10,6% до 15,5%.

В это же самое время доля ЕС сократилась с 49,6% до 43,8%. Вы все еще сомневаетесь в определении того, кто «стреляет себе в ногу» — инициаторы санкций или авторы ответа на них? Тогда мы идем к вам с цифрами и комментариями от коммерсантов и политиков.

Итальянский вице-премьер Маттео Сальвини в ходе международной конференции в Вероне в прошлом месяце призвал итальянские компании найти пути обхода санкций ЕС.

«Нам не нужны санкции, нам не нужна демонстрация военных мускулов. Нам нужен диалог, нам нужна дружба, — сказал он. — Хочу выразить благодарность итальянским предпринимателям за сопротивление ограничению бизнеса с Россией, за проявленную инициативу».

Речь Сальвини — не пустые слова, брошенные в пространство ради самопиара. Итальянский вице-премьер — из тех, кто понимает, что политика может прогибать иногда под себя экономику, но только когда речь идет о каких-то малых формах и мелких объемах. Бизнес с громадной Россией — не тот случай. На что, собственно, и указывают примеры крупнейших брендов мира.

«Французский лидер Эммануэль Макрон, будучи специально приглашенным Владимиром Путиным на Петербургский экономический форум 2018, сказал его хозяину: «Дорогой Владимир…. давайте сыграем совместную партию», — подчеркивает упоминавшийся выше корреспондент FT.

За словом последовало дело: французская нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая компания Total приобрела за $ 25,5 млрд 10%-ный пакет акций российского проекта «Арктик СПГ-2» и недавно открыла поблизости от Москвы свой новый завод.

Ее британский коллега «British Petroleum (BP) сохраняет свой пакет в «Роснефти» (19,75%), оставаясь, таким образом, в нарушение всех постановлений Запада одним из крупнейших инвесторов российского предприятия, находящегося под санкциями. С момента введения санкций против России (2014) British Petroleum наработала 1,3 млрд долларов дивидендов на территории РФ.

«В бизнесе нельзя играть долго на чьей-либо стороне, кроме своей собственной, — уверен исполнительный директор ВР Боб Дадли. — Деловые люди ищут возможности сотрудничества к взаимной выгоде, а не защиты чьих-то политических амбиций в ущерб собственным интересам. Поэтому бизнес всегда был и остается объединяющей основой международной жизни».

«Роснефть» за этот же период, благодаря сотрудничеству с норвежской, вьетнамской и индийской финансово-промышленными группами, удвоила ежедневный объем добычи нефти, доведя его до 1,4 млн баррелей.

«Я убежден, что взаимовыгодные беспроигрышные связи будут развиваться и впредь, а дальнейшая эскалация санкций, как ни парадоксально, ограничит возможности самих США», — отметил, выступая в Вероне глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Немецкий гигант Daimler AG строит неподалеку от российской столицы новый завод, который в следующем году начнет выпуск Mercedes. Американский «Boeing» уже построил и запустил завод по производству деталей из титана для нужд лидера американского авиапрома. А NASA продолжает закупать у России уникальные двигатели РД-180 для космических кораблей.

Разумные люди на Западе еще остались

Не будем наивными: санкции Запада, по всей видимости, будут сохраняться какое-то время. Продолжительность этого периода зависит от нескольких факторов. И от политической ситуации в Штатах (особенно, после недавно прошедших выборов в Конгресс, изменивших баланс сил в высшем органе американской законодательной власти). И от финансовых резервов, скопленных «на черный день» Евросоюзом, Великобританией (считаем ее уже отдельно от ЕС), США и Канадой, позволяющих держать паузу и выжидать, что противник даст слабину.

Мало кто полагает, что переговоры Владимира Путина с Дональдом Трампом, как прошедшие «мимоходом» в Париже в минувшее воскресенье, так и возможные полноформатные в Буэнос-Айресе на саммите G20 в конце ноября, снизят давление на Россию. Во времена существования двухполюсного мира СССР — США встреча лидеров двух государств обычно приносила миру глоток свежего воздуха и улучшала ситуацию. Сегодня мир уже многополярен и положение каждой из двух названных сверхдержав зависит от визави в меньшей степени — Китай, Индия, Евросоюз, в конце концов — есть с кем и поговорить, и перехватить деньжат «до хороших времен», и поработать.

Но одно можно сказать твердо — экономическая заинтересованность западных государств в итоге перевесит политическую злость и заставит инициаторов запретов на сотрудничество с Россией понять одну простую вещь: совместная работа на благо каждого из партнеров выгоднее противостояния в ущерб обеим сторонам. Нет никаких гарантий, что не у вас, а именно у противника ресурсы закончатся раньше и он сдастся. Изолирующий неожиданно для себя может оказаться изолированным. Причем своими же собственными руками.

Разумные люди, которых на «той стороне» не так уж мало, понимают, что работать в России для крупных компаний Запада — весьма прибыльно. Настолько, что никакими политическими установками эту экономику не перебить.
«Обеспечьте 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживлённым, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».
Марксовы слова и сегодня не утратили актуальности.

Владимир Добрынин, Мадрид

21:10
423