Российский беспилотный автомобиль StarLine проехал от Санкт-Петербурга до Казани
ROBOTIQUE | Робототехника
Команда НПО «СтарЛайн» разработала умный беспилотный автомобиль StarLine, проект реализуется по программе освоения пяти уровней автономности. В настоящий момент робомобиль достиг 3-го уровня, в мае 2018 года он прошел испытания в полевых условиях, преодолев расстояние в несколько десятков километров. Сейчас робомобиль преодолел более 2500 километров, проехав от Санкт-Петербурга до Казани.
Беспилотник, по словам разработчиков, умеет ориентироваться в дорожной обстановке. Он может следовать по заданному маршруту, держать дистанцию, считывать разметку и знаки, обходить препятствия и экстренно тормозить.
При движении по трассе робомобиль развивал скорость движения около 80 км/ч, улучшив свой результат в 40 км/ч. По словам руководителей проекта, в пути система вела себя стабильно и надежно, она справлялась как с плохим качеством разметки или полным ее отсутствием, так и с односторонним движением.
В автомобиле реализованы два режима автоматизированного управления. Первый — это удержание в полосе. Благодаря установленным сенсорам, датчикам и камерам робомобиль в сосотоянии распознавать разметку, «понимать полосу движения», распознавать дорожную обстановку. Поступающие данные использует система управления, которая рассчитывает маршрут, направляя по нему автомобиль.
Что касается второго режима, то он позволяет машине двигаться в условиях практически полного отсутствия разметки, при плохих погодных условиях, в условиях большого количества помех и непредвиденных факторов.
Для того, чтобы автомобиль передвигался без помех, разработчики компании создают высокоточную карту дороги с путевыми точками — они генерируются по принципу работы GPS-навигатора. Местоположение автомобиля на карте определяется при помощи высокоточного спутникового навигационного приемника, системы инерциальной навигации и одометрии.
В процессе движения по трассе автомобиль анализирует обстановку вокруг себя, распознает препятствия, принимает решения о модели собственного «поведения». Для того, чтобы компьютерная система ориентировалась в окружающей обстановке, необходимы лидар, радары, система технического зрения.
«Сейчас по трассе автомобиль движется без использования карты дороги и планировщика маршрута. Если нужно изменить направление движения – на перекрестке, при выездах и съездах с автомагистралей и прочих маневрах – система требует вмешательства оператора. Чтобы решить эту задачу, во время поездки мы собирали данные для построения карты дороги и автоматизации этих действий», – заявил Андрей Алексеев, инженер-разработчик проекта.
Стоит отметить, что робомобиль не работал в автоматическом режиме все время — для того, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения, на наиболее сложных участках дорогих им управлял оператор.
Наиболее сложными моментами в процессе продвижения по маршруту стали распознавание дорожного полотна и работа с большими данными. Участники проекта сообщили, что на некоторых участках робомобиль не мог корректно распознать определенные области дорожного полотна. Что касается обработки больших объемов данных, то из-за высокой нагрузки на оборудование обработка данных периодически выполнялась недостаточно оперативно.
В целом, технологии автономного управления машинами совершенствуются буквально каждый день, а число компаний, которые ведут исследования в этой сфере, увеличивается. Один из успешных проектов — роботакси от компании Daimler AG и Bosch. Участники проекта уверены в возможностях робомобилей настолько, что приняли решение запустить сервис роботизированных такси во второй половине 2019 года.
На данный момент сервис будет работать лишь в определенном регионе Сан-Хосе, Калифорния, США. Причем интереснее всего то, что поездки будут бесплатными для пассажиров — таким образом, компания будет обкатывать свои автомобили в полевых условиях. Конечно, безопасность этих транспортных средств уже выведена на достаточно высокий уровень, позволяющий не особо переживать за качество вождения автопилота на дорогах общего пользования.
Среди отечественных проектов можно выделить еще и запуск беспилотного такси на территории «Сколково». Сервис обеспечивает «Яндекс». Изначально такси будет доступно лишь для резидентов инновационного центра, а заказ производится посредством приложения «Яндекс.Такси». На первых порах проезд будет бесплатным для пассажиров.