Как GPS делает нас тупее — и как этому противостоять

Системный БлокъСистемный Блокъ

Как GPS делает нас тупее — и как этому противостоять

Чтобы стать водителем Убера, много не надо: ты должен быть совершеннолетним, иметь опыт вождения не менее года, права и страховку. Никто не проверяет реальные навыки будущих таксистов, и даже базовые вопросы о безопасности пассажиров не обсуждаются. Знание города теперь тоже не обязательно: маршрут выстраивает навигатор. Таксист может просто поворачивать туда, куда ему скажет голос из устройства.

А вот у классических лондонских таксистов (тех самых, что ездят на знаменитых черных кэбах с круглыми фарами) все иначе. Чтобы стать таксистом, человек обязан отучиться от трех до четырех лет, пройти финальную проверку и доказать свою профпригодность. В среднем водители сдают экзамен с двенадцатого раза, и только половина всех претендентов в итоге получает лицензию. В радиусе шести миль от Чаринг-Кросс (это перекресток главных улиц лондонского Вестминстера) существует 320 разных маршрутов, которые рекомендуются водителям как базовые — их надо помнить наизусть. Поэтому лондонские таксисты хотят сохранить свою монополию и «выгнать» Убер из города.

Навигатор в голове

Таксисты стали героями научных новостей еще в 2000-е. Тогда в рамках масштабного исследования водителей кэбов в Лондоне ученые выяснили, что объем серого вещества в гиппокампе у таксистов значительно выше среднего. Этот отдел головного мозга отвечает за нашу пространственную память, являясь своеобразным внутренним навигатором.

Сегодня мы все чаще заменяем внутренний навигатор на внешний. В век технологий GPS помогает нам перемещаться из точки А в точку В без проблем. Но какой ценой?

Журналист М. Р. О’Коннор, автор книги Wayfinding, считает, что навигаторы делают нас невнимательными к знакам и ориентирам на местности, что в долгосрочной перспективе может оказать негативное влияние на когнитивное здоровье человека. Также О’Коннор цитирует последующее исследование, которое проводилось в Лондоне. Участники эксперимента, которые перемещались по навигатору, продемонстрировали меньшую активность в гиппокампе чем те, кто самостоятельно искал и запоминал, как и куда идти.

Когда человек сам ищет путь, в мозгу создаются новые нейронные связи, которые улучшают нашу пространственную ориентацию. А еще, как выяснили ученые, это помогает избежать болезни Альцгеймера, так как гиппокамп — первая страдающая область мозга. Начальными признаками деменции становятся кратковременная потеря памяти и дезориентация, что частично связано с пространственной ориентацией.

Как уберечь свой внутренний GPS

Как пишет О’Коннор, пик наших навигационных способностей наступает около 19 лет, когда детские привычки меняются на более взрослые. Чтобы держать гиппокамп в тонусе, достаточно почаще экспериментировать с новыми маршрутами на работу, даже если они не будут кратчайшими. То, что вы потеряете сейчас в минутах, вы приобретете в своем здоровье, а также потенциально сможете избежать депрессии, тревоги и иных психических состояний, которые зависят от вашего гиппокампа.

Ориентация в пространстве — это древний животный навык, потому что животные зависят от места своего обитания. По словам О’Коннора, GPS убивает нашу топофилию, «любовь к месту». Идею топофилии выдвинула Ребекка Солнит в работе Wanderlast. Она называет это «медитацией при ходьбе» и описывает прогулки как «не способ куда-то добраться, а способ быть где-то«.Наше отношение к автомобилям совершенно иное, они были созданы, чтобы быстро и безболезненно доставлять нас из одного места в другое. Но навык самонавигации важен для нашего ощущения места.

Конечно, у GPS есть свои преимущества, потому что по-настоящему заблудиться неприятно, а иногда и опасно. Но какой бы разочаровывающей не была пространственная дизориентация, компромисс стоит того. Изучение новых маршрутов, критическое мышление, «внешнее» восприятие действительности — все это активизируется, когда возникает неопределенность окружающей среды, мозг поддерживает высокую производительность благодаря постоянной бдительности.

Вот еще два лайфхака, как избежать зависимости от GPS в большом городе:

изучайте маршрут заранее и не смотрите на карту во время движения; если вы вдруг заблудились, держите приложение под рукой (на всякий случай), но не торопитесь туда заглядывать;
когда вы оказываетесь в месте, где уже бывали, оставьте немного времени, чтобы изучить незнакомые окрестности: в большом городе достаточно и больших дорог, чтобы нас запутать, но так можно найти интересные улочки, кафе и парки, которые никогда не попались бы вам на глаза, если бы вы четко придерживались плана.

Все новое пробуждает в нас любопытство. Мы должны ежедневно сталкиваться с проблемами и трудными задачами, чтобы держать мозг в форме. Ведь именно такие тренировки делают наш интеллект сильнее.

Анна Бушмина

12:54
313