Чем плохо советское воспитание

BNBN

Чем плохо советское воспитание

Я вот только сейчас поняла. Посмотрела замечательный фильм «Ох уж эта Настя», и поняла. Раньше не соображала, что же мне не нравится во всеобщей ностальгии по пионерскому, вроде бы хорошему детству, и чем раздражают хорошие, эффективные методы работы с детьми.

Подавлением индивидуальности, вот чем.

Я как-то читала статью одной дамы, мамы приемных детей. Помню, меня тогда очень удивило, что она написала:

«Главный ужас детдома не в отсутствии мамы, а в том, что нет индивидуальности»

Дети едят, что дадут, а не то, что нравится, всё делается дружным коллективом, даже в душ надо идти по команде, а не когда хочешь. Ничего не напоминает?

Советское воспитание получил мон папа и пронёс его через всю жизнь. Оно непобедимо. До сих пор он смотрит на внука, и не может понять: ну как, как можно есть не то, что дают, смотреть не то, что показывают, и вообще делать, что нравится, а не что сказали.

Любое дело в его понимании должно делаться всем миром. Если ребёнок провинился – позорить его надо сообща. Не давать ему иметь ничего своего, потому что в семье всё общее. Не позволять ему принимать решения, ведь за него подумают люди поумнее, повзрослее, поопытнее.

Я долго обижалась и не понимала, как умный, добрый, адекватный в остальных вопросах человек может так рассуждать? Потом дошло. Это просто вопрос воспитания.

Советское образование может быть сколь угодно лучшим. Но советское воспитание – увольте. Не дай Бог.

Я отвратительная индивидуалистка, я взрослела в то время, когда детей уже начинали робко считать за людей. Мне повезло с учителями, которые не пытались сколотить дружную команду из очень разных детей в классе. Они пытались разглядеть в каждом личность. Они объясняли, что один в поле – воин. Я очень благодарна, что узнала об этом очень рано.

И – да, я до сих пор пугаюсь, когда встречаю отголоски методов советского воспитания у современных родителей.

Но я прошу. Когда вам захочется в следующий раз поставить ребёнка на место и объяснить, что соображать за него будут люди умные и взрослые, как это делалось в счастливые прежние времена, притормозите. И попытайтесь научить его принимать решения самостоятельно.

Не учите ребёнка тому, что думать за него будут другие. Может, и будут. Но ничего хорошего из этого не выйдет. Времена не те.

22:55
406
17:04
+3
Как забавно смотреть на это бурление советского говна. Видимо автор плюнул прямо в их вонючую середину и попал прямо в обиженный мозжечег
17:04
+5
Очень хорошая статья! Спасибо автору!)
Правильно делали, что в советское время учили не завидовать. А сейчас вообще не дают возможности талантливому человеку пробиться в люди, потому что остальные только то и делают, что завидуют и мстят за свою никчемность.
– Мама, а социализм – это когда все были счастливы? – спрашивает четырнадцатилетняя дочь моей подруги.
– Нет, социализм – это когда только говорили, что все счастливы, но на самом деле все было не так.
– Посмотри на нас с мамой, – смеюсь я, – мы – жертвы социализма.
17:45
+5
Сегодня нередко поколение тридцатилетних-сорокалетних людей взахлеб расхваливают свое счастливое советское детство, когда были пионерская и комсомольская организации, не было компьютера и сотовых телефонов, по телевизору показывало всего три канала, мороженое было слаще, а люди добрее. Да, хорошие были времена. Но скольких людей сгубил дух коллективизма и те установки, которые вдолбили нам в головы с детского сада?
Когда деревья были большими

Что может ребенок рассказать о своем детстве? Только то, что показали ему родители, как, впрочем, и на все остальные вопросы он ответит так, как научили мама с папой. Любое детство в разные эпохи было счастливым, кроме военных времен, конечно. Детство – это пора, когда нет забот и не надо принимать серьезных решений, поэтому все сопутствующие атрибуты будут идеализированы как иллюзорные помощники создания счастливой атмосферы. На самом деле все не так просто. У каждой эпохи и у каждого общественного строя есть свои строго отведенные задачи и запрос на людей определенного склада.

С первого дня жизни ребенка начинают воспитывать в той или иной атмосфере. Это только кажется, что младенец ничего не понимает, на самом деле он впитывает все, как губка, уже в первые месяцы своей жизни. В его подсознании записывается информация о климате, царящим в семье, как принято здесь жить, когда просыпаться, когда укладываться спать, молчать или кричать, терпеливо объяснять или бить. С годами границы познания окружающего мира раздвигаются и одновременно сужаются под воздействием запретов и предписаний, выработанных в обществе. Так общеизвестные правила гласят, что плакать нельзя, обижать товарища нельзя, спорить со взрослыми нельзя, доверять незнакомым людям нельзя, также как нельзя слишком сильно проявлять свои эмоции, драться нельзя даже, если тебя оскорбили, слушать никого не нужно, кроме родителей, и т.п.

Получается, что взрослеющий ребенок, обрастая новыми установками дома, во дворе, в школе, не имеет право вести себя так, как ему хочется. Несомненно, определенные ограничения необходимы человеку для упорядочивания жизни. Но проявление эмоций искусственно контролируется обществом с целью вырастить молодое поколение, которое будет вести себя желательным для его блага образом, а не для их личного. Эти незримые манипуляции никогда не рассматривались как составляющая воспитания подрастающего поколения, стоящая на службе государства, поэтому люди не могут трезво оценить, до какой степени контроль над обменом эмоциями полезен лично для них, а до какой степени – вреден.

Представьте себе, что при рождении каждому ребенку надевают маску, с помощью которой можно контролировать количество поступающего воздуха. Сначала отверстие в маске широко открыто и ребенок дышит свободно. По мере взросления, когда малыш активизируется и начинает выполнять нежелательные действия, отверстие в маске постепенно закрывают и открывают только тогда, когда он удовлетворяет нужды взрослых. Младенец сам не имеет права свободно обращаться со своей маской в силу беспомощности, такое право имеют только другие люди. Такое положение делает детей отзывчивыми к требованиям тех, кто контролирует доступ воздуха. Страх сурового наказания не дает маленькому человеку возможности снять маску и в дальнейшей жизни, даже если она легко снимается. Возможно, некоторые люди и хотели бы снять свои маски, но общество назвало бы их преступниками, извращенцами или шизофрениками. Большинство детей стремились хорошо себя вести, чтобы гарантировать себе постоянный приток воздуха. Тем же, кто не хотел трудиться на благо родины, «перекрывали кислород».

Наши маски – это строгие правила, регулирующие обмен эмоциями. У каждой эпохи – свои маски, целенаправленно сконструированные обществом. В СССР воспитание было направлено на обезличивание человека под воздействием духа коллективизма и всеобщего равенства. Человек без маски, который ведет себя не так, как все, опасен и представляет угрозу, потому что ведет эгоистичный образ жизни, следует только своим желаниям, а не желаниям общества. Родителям отводилась роль пропагандистов и контролеров поведения детей, иначе они заслужили бы общественного порицания. За хорошие поступки следовала похвала, за нежелательные – наказание. Во многом советское воспитание было построено на идеализации человеческих отношений.

Достаточно вспомнить небылицу из далекого детства: «Мама, откуда берутся дети?» В ответ: «Аист принес» или «Нашли в капусте». Ведь секса в советские времена не было. Родители были вынуждены скрывать истину. А когда с возрастом ребенок узнавал эту истину, любимая иллюзия детства рушилась. Чтобы сохранить чистоту собственных родителей, он вынужден был оправдывать свою мать, иначе пришлось бы признаться самому себе, что мама предала тебя. Таких иллюзий было немало. Многие дети, например, считали, что, если будут поступать, как велят мама и папа, с ними ничего не случится. На деле все выходит не так. Развенчание детских иллюзий – самый болезненный процесс, вынести который не каждому под силу. Но рано или поздно приходится признаться самому себе, что Деда Мороза не существует, а мир реален и не содержит условностей.
Издержки воспитания

В судьбе каждого человека есть некая основа, и она явно положительного характера. Откуда же берутся алкоголики, наркоманы, жертвы насилия, убийцы? За последние двадцать-тридцать лет общество стало более страдающим. Понятие «кризиса среднего возраста» дополнилось новым – «кризис первой четверти жизни». Современное общество зачастую выдвигает невыполнимые требования к молодому поколению. Рекламные кампании пропагандируют обязательность раннего успеха в любом начинании. Под влиянием успешности в спорте, бизнесе и других сферах деятельности возраст высших достижений в жизни смещается на период от 18 до 23 лет, что способствует наступлению кризиса к 25 годам. Вот и получается, что основы такой пропаганды были заложены еще в счастливые советские времена.

Социалистический коллективизм, характеризующийся тем, что люди с рождения интегрированы в сплоченные группы, привел к тому, что человек не может отдельно от группы позаботиться о себе. Мужчины ориентированы на материальный успех, женщины – на улучшение качества жизни. Но не всех мальчиков при этом научили самостоятельности, а девочек – женственности.

Во многих семьях дети росли и учились быть абсолютно беспомощными, постоянно проживая ситуации «спасения». Человек, привыкший к тому, что его «спасают» от рождения до смерти и не умеющий нести ответственность, – типичное порождение советского строя. Государство было заинтересовано в выращивании людей подобного рода, ими легче манипулировать.

Но произошли изменения в общественно-политическом и экономическом устройстве России, и люди, неподготовленные к этим изменениям, пережили настоящую трагедию. Многие хорошие мальчики и девочки из интеллигентных семей оказались на обочине жизни. В школе и дома учили, что надо быть честным, справедливым, аккуратным, исполнительным, вежливым, добрым, отзывчивым и трудолюбивым. Надо окончить институт, и тогда тебе дадут хорошую работу и квартиру. На деле оказалось все не так. Квартиру никто не дал, работу пришлось искать самому, и то начальник – тиран, вор, лгун, подхалим и лицемер. Тонкая психика многих хороших мальчиков не выдержала, они стали алкоголиками, наркоманами и даже убийцами. Многие девочки примерили на себя мужские роли, взвалив на хрупкие плечи груз непомерной ответственности. В результате было подорвано здоровье целого поколения.

Никто не научил в детстве, что всего надо добиваться самому, государство не поможет, друг предаст, жена обманет. Спасовали бывшие пионеры перед суровыми реалиями жизни. Недавние исследования ООН последствий аварии на Чернобыльской АЭС показали, что максимальный ущерб жителям этого региона был нанесен не радиацией, а нарушением связей в семьях и воспитанием поколения иждивенцев, жизнь которых направлена на ожидание льгот от государства. Каждый год в России от передозировки наркотиков умирают более 100 тысяч молодых людей. Привычный коллективизм заменился на дикий индивидуализм, где каждый должен отстаивать свои права, но не все этому научены. Бывшие патриоты своей страны не сумели подстроиться под новый стиль русской жизни, воспитания не хватило. Самый легкий способ жить дальше – алкоголизм и наркомания, ответственности нести не надо, вот туда и отправились миллионы детей, рожденных в 70-80-е годы.

Пошатнулся и институт семьи, поскольку в советские времена пропагандировались равные возможности мужа и жены, реальное равенство. Но для создания реального равенства не было ни правовой практики, ни массовых примеров в обществе. Многим вновь создавшимся семьям на рубеже эпох пришлось на ходу перестраиваться, уходя от традиционного представления о половых ролях, что способствовало созданию благоприятной почвы для семейных ссор, домашнего притеснения и служебных конфликтов. Бесспорно, были и есть «советские» люди, которые удержались на плаву и даже добились успехов. Но счастливы ли они? Ведь идеология была одна для всех, как же искоренить ее из своего сознания?
Как жить дальше

Как же жить человеку, если с детства его учили, что обижаться, завидовать, злиться, плакать и драться – это плохо и нельзя. А если ты уже обиделся или завидуешь кому-то? Ненавидеть себя за слабость всю оставшуюся жизнь? Не случайно сейчас в обществе происходит брожение. Это переходный период, который ведет к переоценке ценностей. Все, что есть в тебе – это твое и это хорошо. Хочешь – завидуй, злись, обижайся, выплескивай эмоции, чтобы на душе стало легче. Только пройдя через все эти состояния, человек может прийти к положительному решению и выходу из затруднительной ситуации. Сказки про белого бычка и наложение запретов еще никому не помогли по-настоящему решить проблему.

Жаль, что государство в гонке за создание армии законопослушных граждан уводит людей в сторону от их подлинных целей. Человек окончательно лишается свободы выбора и вскоре может превратиться в деталь огромного энергоинформационного механизма, где он уже не отвечает за свои действия. Процесс запущен, ведь для подчинения не обязательно применять физическую силу. Достаточно сформировать мировоззрение людей нужным образом, чтобы они не имели представления о своей свободе. Человек отдает много энергии, следуя разным общественным правилам, законам и установкам, и поделать с этим ничего нельзя, поскольку мы живем в обществе. Но стоит попробовать реагировать на эту «борьбу» осознанно и спокойно. Телевидение, Интернет и другие СМИ отнимают огромное количество энергии, поэтому по возможности нужно уделять им меньше внимания, пропускать мимо ушей любую негативную информацию.
Будьте сами ответственность за свою жизнь

У каждого человека есть своя цель в жизни. У кого-то это организация бизнеса, у кого-то – фермерство и садоводство, у кого-то творчество, воспитание детей или строительство дома. Не отходите ни на шаг от своей цели, даже если кто-то захочет навязать свои мысли, втянуть в какие-то сомнительные группы, увлечь или запутать. Иногда даже лучшие друзья могут внушить ненужную вам мысль, за которой последует непоправимый поступок. Всегда задавайте себе вопрос: нужно ли это мне? Впускайте и ищите информацию, касающуюся только вашей цели. Слушать советы окружающих нужно, но следовать им необязательно. Даже советы и предписания родителей – не всегда правильны лично для вас. По сути, родители такие же люди, вовлеченные в идеологическую игру общественного строя. Не стоит их осуждать за это, – понять, простить и объяснить суть вещей. Пусть не сразу в силу своей идеологической зашоренности, но они поймут.

Придумывая с каждым годом все больше и больше законов, общество забывает о самом главном законе всех времен и народов – о библейском законе. Десять заповедей, оставленных Христом, отражают все основные действия, поведение и мировоззрение нормального здорового человека. Больше ничего знать и не надо, миссия человека на земле – прожить жизнь, следуя этим заповедям. Еще ни у кого не получилось безупречно достичь этого. По большому счету, нужно знать два правила: не сотвори себе кумира и возлюби ближнего, как себя самого, причем сначала надо возлюбить себя, а только потом ближнего. Из поколения в поколение общество исковеркало этот простой человеческий закон. Советское лозунги гласят: думай о других, а не о себе, в результате, много хороших людей стало жертвами подобного альтруизма. Люби себя наравне с другими людьми, ничто и никого не обожествляя – остальное приложится!

Вы заметили, что в детстве мы делали больше добрых дел, чем во взрослой жизни? Сегодня мы перестали творить добро, а почему? Может, в том и состоит наша беда, что мы перестали отдавать, привыкли только брать и просить у Господа еще больше. Поколение незрелых людей… Возможно ли построить социалистический рай, где все будут равны, счастливы и дороги друг другу? Конечно, нет, это утопия, но можно значительно улучшить свою жизнь, если сумеем извлечь из глубины души все самое лучшее, заложенное в нас природой. Тогда мы станем зрелыми, любящими и любимыми людьми, а не поколением, запутавшимся в лабиринте собственных грез и иллюзий.
Комментарий удален
17:52
+2
Что за статья, что за прелесть, окатило как из душа ©️. Читая подобные статьи задумаешься бывало о том, что Льву Натанычу на зря попался такой народец, народец мелкий, подлый способный с нечеловеческим упоением гадить на прошлое страны упиваясь, смакуя созерцанием попираемого прошлого, особенно сейчас, когда это можно делать безнаказанно, не опасаясь того, что в дверь ночью могут позвонить и попросить проехать в известном направлении, туда где под давлением неопровержимых фактов придется написать (ведь наши «писатели» не из идейных, зачем им муки следствия) чистосердечное признание и отправится повышать национальное достояние на стройках/заготовках крайнего севера. Сама статья очень примечательна тем, как Юлия описывает себя, как трудно происходила социализация в юном возрасте, видимо хотелось гадить в штаны и так ходить, но родители подчиняясь общим правилам приучили ходить на горшок, мыть руки, заправлять постель. А дальше процесс прошел срыто, где под маской благопристойности таилась социапатическая личность, все естество которой так хотело нарушать нормы общественного поведения которые даже перечислены: постоянно реветь, обижать близких, спорить с родителями, якшаться с кем попало. Эдакое подавленное влечение быть преступником, опасным психопатом и извращенцем, тут на память приходит интервью одной, как бы помягче сказать «творческой личности» коих в нынешнее время развелось порядком, ведь СССР нет и можно не работать, а заниматься реализацией своих подавленных маской желаний (см.«Открытое письмо Марии Бароновой Эдуарду Лимонову», история блогера Кабанова). Основная проблема «творческой личности» (ТЛ) это восприятие реальности как некой обязанности навязанной кем то, которую ТЛ пытается изменить, но поскольку реальность обладает большой объективностью у ТЛ ничего не выходит, потому что реальность нужно понимать, тогда ТЛ начинает с реальностью воевать, выпуская на свет подобные пасквили, родители видите ли виноваты в том, сем и самый простой пример того что если стукнуться головой об стену или схватить горячее, то он каждый чуть подросший ребенок приходит к умозаключению чего делать не стоит, без всякого давления общества. Вместо этого автор впаривает читателю дешевую похабень про коллективизм и общество, сознательно исключая природу происхождение индивидуума (И) как такового, ведь И не с Марса прилетел, а произошел из этого самого общества, более того без общества И не способен выжить и все правила общественного поведения они не кем то выдуманы, а прошли испытания тысячелетиями и дошли до нас, те же кто правила нарушал попросту вымерли.
Очередной бред человека воспитанного с мыслью, что ему все должны!
Хуйня, а не статья. Вот потому дети сейчас не пойми что, уже в школах рожают и все короны надели, мол кто я — от хуя. Пощадишь ремень — избалуешь дитя.
Да уж! Бред няни — филолога — журналиста! «Пошатнулся и институт семьи, поскольку в советские времена пропагандировались равные возможности мужа и жены, реальное равенство. Но для создания реального равенства не было ни правовой практики, ни массовых примеров в обществе.» То-то каждая ищет принца, на худой конец миллионера! А по любви… неа это пережитки прошлого
18:07
+3
Откуда ты понабралась всей этой дребедени да ещ и рассуждаешь о жизни в которой никогда не жила? Я родился в 1947 году и НИКОГДА не чувствовал себя чем-то обделнным, униженным и слабым.Всю жизнь, пока позволяло здоровье я работал, и работал так, что имею ЧЕТЫРЕ шестых-высших- разряда.Дети мои имеют по 5 специальностей! И вы смеете утверждать что социализм-это плохо? Мы все имеем квартиры, я на пенсии, которой можно позавидовать, у детей есть хорошая, ЛЮБИМАЯ, работа, семья, дети.Так что же ещ от жизни нужно требовать? Жалуются и скулят только те, кто не хочет работать, надеются на бесчисленные льготы и пособия, которые так щедро раздаются.Так вы об этих людях беспокоитесь? Развели лодырей и нахлебников не социализм, при котором трудился весь народ, а именно непродуманная так называемая ДЕМОКРАТИЯ, принципы которой извращены, бесконтрольность, жадность, стремление урвать побольше и сейчас.Подумайте сначала о людях, которые создали все те блага, которыми вы все сейчас пользуетесь, а очернить и охаять каждый дурак способен.
18:09
+2
Очень интересно, автор статьи в сравнении с чем считает, что все, что сказано в статье — ошибки. Не согласен крайне. Успел быть в школе пионером, но в комсомол вступить не успел, наступили перемены. Но период детства, который застал советский период, ничем, даже на йоту, не нарушил во мне ничего и не привил мне ничего плохого, о чем написано в статье. Я стал хорошим и успешным человеком, живущим в своем стране (в своем обществе, а не в европейском или американском). Совершенно не согласен с статьей на 70%.
18:20
Не согласна на 99%. Ремня детстве получала один раз. За дело. За вранье. Ложь терпеть не могу. Единство мышления не убило во мне способности иметь собственное мнение, равно как и практически у всех моих сверстников. Неужели «наполеоны» с установкой «моя хата с краю» могут создать процветающее общество? Я лично, сомневаюсь. Может быть, кто-то и считал доктора Спока истиной последней инстанции, но ни на мне, ни на моих друзьях, ни нами на наших детях подобные опыты не ставились. Возможно, где-то в москвах, это и было модным… Деньги не были злом, потому что в советское время их было достаточно у подавляющего большинства, чтобы быть сытыми, одетыми-обутыми, иметь все необходимое и раз в год съездить в отпуск в любую точку нашей страны. А то, что очень много денег честно заработать нельзя, так это аксиома не требующая доказательств вне зависимости от времени и общественного строя. Никто из моих сверстников не пострадал от родительского давления в плане выбора профессии. И что плохого в том, что были династии врачей, учителей равно как и рабочих разных профессий? Можно подумать, что династии продавцов сейчас обусловлены любовью к стоянию за прилавком. Просто выбор профессий не оплачиваемых, а дающих возможность хоть чем-то себя занять, сейчас невелик. Ну, а что касается «запретной» темы, то, вам трудно представить, но это было даже в 70-е прошлого века! — к нам в школу приходил доктор и рассказывал, правда по отдельности девочкам и мальчикам, откуда берутся дети. И о том, что у девочек бывают «месячные», что это такое и зачем мамы нам тоже говорили. Правда, вот о мальчиках ничего сказать не могу… О том, что сексуальных домогательств, как и секса, не было лгать не будем, но это было скорее чрезвычайным происшествием, кстати, одна из моих одноклассниц не доучилась в 10-м классе потому что родила, но никакой печати на ней никто не ставил. Вобщем, жили мы как люди, без экспертов и психологов, бесстыдной рекламы презервативов и ультратонких прокладок, гей-парадов и прочих «свобод». Мы учились в меру своих желаний и способностей и без помощи репетиторов, на основе полученных в школе знаний, бесплатно поступали в какие душа пожелает ВУЗы. Не всегда с первого раза, но настойчивость вознаграждалась удачей. И качество преподавания, даже в периферийном институте, была на должной высоте.