Мир, труд, май, пандемия

Патриоты РоссииПатриоты России

Мир, труд, май, пандемия

Сегодня мир празднует День Труда, который многие годы используется работниками, чтобы еще раз напомнить работодателям и правительствам о своих правах. Однако, в связи с пандемией, шагать в колоннах с плакатами, сжимая кулаки, бесполезно. Коронавирус строит собственные планы на будущее труда в мире, в котором будет больше безработицы, но потребуется и большая мобильность, и необходимость быть «многостаночником». Миллионы работников окажутся в группе риска, кого-то заменят роботы, а кого-то притянет к себе преступный мир.

Международный день труда мир встречает в тяжелом состоянии. Международная организация труда (МОТ) в своих последних прогнозах отмечает, что трудовая занятость по всему миру по сравнению с докризисными временами сократится на 10,5%. В абсолютных цифрах это будет означать потерю 305 миллионов рабочих мест по всему миру. Эти оценки более радикальные чем, те, что МОТ сделал ранее, тогда эксперты говорили о 6,7% трудовых ресурсов. Пересмотреть свои оценки их заставило продление карантинных мер.
Как финансовые и другие технологии меняют бизнес?

Наиболее пострадавшими, по оценкам МОТ, станут работники, представляющие так называемую неформальную экономику, то есть ту, которую не учитывают налоговые органы. В этом секторе по всему миру трудятся 1,6 миллиарда человек, и половина из них окажется в группе риска, так как многие из них потеряют источники дохода. Согласно данным МОТ, доходы работников этого сектора сократились на 60% уже в первый месяц кризиса. Как отметил, представляя доклад, глава МОТ Гай Райдер, для многих таких работников ситуация несет тяжелейшие последствия: «Если мы не поможем им сейчас, они просто погибнут».

В России таких работников немало и для них даже существует термин «гаражная экономика». По экспертным оценкам в этом сером секторе экономики трудится более 30 миллионов человек различных мелких предпринимателей, которые занимаются самым различным бизнесом от ремонта автомобилей до строительных работ. Однако, несмотря на негативные последствия кризиса, неформальная экономика не исчезнет, уверен профессор ИМЭМО, доктор экономических наук Евгений Гонтмахер: «Неформальная экономика даже более гибкая, чем формальная экономика и как-то будет выживать».

Безработных ждут на улице

Еще одна из глобальных проблем рынка труда — это резкое увеличение числа безработных. В США количество потерявших работу из-за того, что их предприятия закрылись на фоне пандемии, уже составило 16 миллионов человек.

Проблемы будут у работников разных возрастных групп, но по мнению обозревателя журнала Forbes Адди Гаскелла, наибольшие проблемы будут у молодых и менее опытных работников.

В Великобритании, где доля молодых людей, занятых на низкоквалифицированной работе, достаточно велика, полиция ожидает всплеска преступности. Лондонские полицейские чины в связи с этим высказывают опасение о возможном росте криминала в летние месяцы.

Как заявил в беседе с The Times лондонский полицейский комиссар Дэвид Джеймисон, он опасается, что на улицах могут появиться десятки и даже сотни молодых людей, которые потеряют работу. «Мы знаем то, что молодые люди, которым нечем заняться, и безработные очень часто совершают различного рода преступления», — заявил полицейский чин.

В России действующие руководители МВД опасаются делать подобные заявления, но вряд ли российские уличные преступники чем-то отличаются от иностранных.

В России сегодня 3,7 миллионов безработных, но только около 1 миллиона человек обратились в центры занятости. В Минтруде, по словам главы ведомства Антона Катукова, говорят о том, что в связи с кризисом их число может составить 5-6 миллионов человек.

Большинство людей вряд ли смогут найти работу быстро, и дело не в их непригодности, а в том, что в экономике меньших размеров уже не нужно будет такое большое количество работников. Многим из них понадобятся массовые программы обучения, аналогичные существовавшим в 1990-е. Тогда в России, правда, на выделяемые иностранными фондами деньги проходили обучение гражданским специальностям бывшие военные. Подобный процесс уже начался: вновь, не дожидаясь помощи от государства, компании сами начали процесс переобучения сотрудников.

В плюсе окажутся те сотрудники, которые обладают множеством навыков, готовы осваивать новую технику, а также те компании, которые еще до пандемии активно инвестировали в кадровые решения. Одной из таких компаний на глобальном уровне стал Amazon. Ей подобные вложения помогли недавно нанять 1700 работников за один день.

Как отмечают эксперты, предприятия, которые смогут выжить в кризисе, будут иметь большие возможности в выборе квалифицированной рабочей силы, что повысит качество труда в разных отраслях экономики.

Что же касается России, то несмотря на «архаичную экономику», здесь рынок труда будет приспосабливаться жить в условиях пандемии по-своему: «Наш рынок труда намного более гибкий, и когда начинаются экономические проблемы, люди предпочитают, чтобы им снизили зарплату, переходят на частичную занятость. Работодатели тоже идут навстречу. Мы пойдем по пути снижения зарплат, уменьшения занятости и поэтому уровень безработицы не будет катастрофическим», — говорит Гонтмахер.

Дело для врачей

Одна из «положительных» сторон «коронакризиса» — это резкое увеличение спроса на врачей во всем мире. Группа кубинских докторов находится в Италии, где занимается лечением больных коронавирусом, квалифицированный кубинский персонал ждут во многих странах.

В США кубинских врачей принимать не хотят по политическим соображениям. Но по оценкам журнала Forbes, США ждет увеличение медицинского персонала из-за рубежа в связи с нехваткой собственных специалистов, в настоящее время иностранцы составляют 17% работников медицинской сферы, и эта цифра возрастет после пандемии. Уже сейчас американские посольства опубликовали на своих сайтах информацию, призывающую врачей обращаться за рабочими визами.

Не исключено, что это заставит российских врачей задуматься об отъезде из-за лучших условий, при этом российский рынок труда испытывал дефицит медицинского персонала еще до пандемии. Согласно данным Росстата, в 2019 году дефицит кадров в этой области составляет почти 60 тыс. человек. Дефицит среднего медицинского персонала тоже высок: 56 тыс. человек.

В тех же США есть немало примеров, когда врачебному делу учатся люди, ранее работавшие в других профессиях, из-за престижа и больших заработков. В России ситуация принципиально иная: на рынке труда можно встретить немало выпускников медвузов, которые так и не стали работать по специальности. Речь прежде всего идет о кадрах для поликлиник и учреждений «скорой помощи». Стоит отметить, что ранее с этой проблемой планировали разобраться с помощью «старой-доброй» системы распределения. Еще в декабре 2019 года президент России Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения на этот счет, правда пока окончательного решения не принято.

Не исключено, что врачи и сами бы стремились ехать в российские регионы, чтобы работать в частных и государственных медцентрах, если бы условия там соответствовали их уровню. Одна из главных причин, мешающих развитию рынка труда в стране, — низкая мобильность населения. «Работники в нашей стране активно меняют место и даже сферу работы, но при этом намного реже переезжают в другие регионы», — так оценивал ситуацию известный российский экономист Евсей Гурвич в статье, опубликованной в издании «Коммерсант» в 2019 году.

Мы хорошо помним кризисы прошлых лет и знаем их природу. Поэтому создали специальный тест, пройдя который вы узнаете, насколько готовы к новым потрясениям и сможете ли на них заработать.

Пока не ясно, приведет ли к увеличению трудовой мобильности населения «коронакризис», но, возможно, привлекательными могут стать те регионы, которые получат больше средств или лучше других справятся с пандемией, или станут хабами для компаний, которые решат сменить место прописки после кризиса.

Вкалывают роботы и человек

Текущий кризис приведет к большей роботизации рабочего процесса, считают многие эксперты, отмечая увеличение применения подобных технологий. Так, аналитики американского мозгового центра Brookings, видят, что автоматизация процессов значительно увеличится после пандемии. Роботы будут заменять низкоквалифицированных рабочих.

Они ссылаются на данные ряда экономистов, которые отметили, что именно во время рецессий компании активно заменяли рутинный труд автоматизированным. Под угрозой, как пишут авторы доклада, находятся 36 миллионов рабочих мест в индустрии сервиса и общественного питания, правда, они отмечают, что это еще не означает то, что они исчезнут в реальности. Обозреватель Forbes Шахин Фарши считает, что несмотря на то, что процесс автоматизации действительно увеличится, люди будут действовать совместно с роботами. Автоматизация после пандемии, как пишет эксперт, будет использована там, где «она поможет и работникам, и клиентам быть более защищенными».

В России роботизация пока еще находится на достаточно низком уровне. По данным Международной федерация робототехники (IFR) страна находится на одном из последних мест в мировом рейтинге роботизации производства. Кризис вряд ли стимулирует этот процесс, уверен Гонтмахер: «Зачем роботы, если можно задешево нанимать квалифицированный персонал».

Не опасаясь того что, роботы отнимут у них рабочие места, работники могут спать спокойно. Хотя это спокойствие весьма относительное, и страна после пандемии будет все больше погружаться в застой, который, как отмечает Гонтмахер, «иногда хуже катастрофы». «Чтобы рынок труда стал меняться, нужны реформы, а их нет и не будет», — считает экономист.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

15:55
356